Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
17:19 Туалеты и мегаполис. Бизнес имеет перспективы | |
По материалам газеты Московский Комсомолец № 26040
Туалеты пополнят бюджет, а их услуги могут подорожать
В мэрии Москвы вспомнили завет римского императора Веспасиана и намереваются заработать на естественных потребностях москвичей и гостей столицы. Туалетные кабинки впредь будут устанавливаться, как торговые палатки: только в тех местах, которые указаны на отраслевой схеме, и только за плату.
Отбор операторов туалетного рынка планируется проводить на открытых аукционах, с победителями которых город готов заключать договоры на срок от трех лет. Эксперты прогнозируют, что новые правила могут привести к росту тарифов в наиболее бойких местах.
О том, что цивилизованных туалетов в Москве не хватает, хорошо известно всем, кто рискнул не вовремя выпить лишнего. На балансе города находится всего 225 стационарных общественных уборных и примерно столько же передвижных пластмассовых кабин, установленных преимущественно в парках и на кладбищах. Более многолюдные площадки давно уже оккупированы коммерсантами.
Туалетный бизнес — вещь выгодная.
«Кабинка в доходном месте, например у станции метро или на ярмарке, приносит владельцу 3 тыс. руб. в сутки. Это значит, что самая дешевая ее модификация — стоимостью 12 тыс. руб. — окупается всего за 4 дня», — говорит эксперт специализированного портала Tualet.ru Владимир Приоров.
Прежде городские власти особо не интересовались особенностями развития туалетной инфраструктуры столицы. Места под размещение кабинок предприниматели согласовывали с управами. Это была главная статья их «теневых» расходов. Затем нужно было договориться с милицией и с санэпидконтролем. На внешний вид кабинок, качество предоставляемых услуг и уж тем более их соответствие архитектурному облику района никто внимания не обращал.
«Помимо откатов платили налог на прибыль, и все», — комментирует бывший владелец туалетной фирмы.
Справка "МК" Выражение «Деньги не пахнут» (Pecunia non olet) приписывается императору Веспасиану. Так он ответил своему сыну Титу в ответ на упреки за сбор налогов с общественных уборных. Новые столичные власти решили направить «теневые» потоки от туалетного бизнеса в городской карман.
Департамент земельных ресурсов (ДЗР) разработал проект постановления «О размещении и установке на территории Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (есть на сайте ведомства), в котором имеется пункт об «общественных туалетах нестационарного типа» — т.е. сооружениях без фундаментов, выполненных из легких конструкций, включая туалетные кабины, не подключаемые к сетям.
В документе отмечается, что впредь такие объекты должны устанавливаться в Москве не абы как, а только на основании специальной отраслевой схемы. Причем доступ к конкретной площадке предпринимателям придется отвоевывать на аукционе. «Новый порядок полностью повторяет правила, разработанные ранее для размещения нестационарных торговых объектов. Только проводить аукционы будут не префектуры, а департаменты», — рассказал «МК» источник в мэрии.
В частности, Департамент культуры займется отбором компаний для установки туалетных кабин в парках культуры и отдыха, Департамент природопользования — на территориях ООПТ, а Департамент ЖКХ и благоустройства — во всех остальных точках (станции метро, кладбища, общественные места и т.д.), указанных в схеме.
Этим же ведомствам поручается разработать требования к нестационарным туалетам, определить начальную цену и другие условия торгов. Участие в аукционе для предпринимателей будет бесплатным, а его победителем «признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за право заключения договора», отмечается в проекте постановления.
Владимир Приоров полагает, что инициатива властей не лишена смысла. «В документации можно будет прописать требования к внешнему виду и комплектации нестационарных туалетов, что должно избавить город от полуразбитых кабин без мыла и туалетной бумаги», — рассуждает он. Сейчас серьезных игроков на туалетном рынке Москвы наберется не больше десятка, а подавляющее большинство кабинок устанавливают и обслуживают посредники, не имеющие нормальной материально-технической базы.
Обратная сторона медали — рост тарифов на обслуживание. Уже сейчас посещение более комфортных уборных обходится страждущим в 30 руб. против обычных 15–20 руб. По мнению Приорова, за право разместить туалетные кабинки в доходных местах среди участников рынка развернется настоящая борьба, чего нельзя сказать о зеленых зонах. «На участки в парках и ООПТ спроса не будет. Они и бесплатно никому не нужны», — прогнозирует эксперт.
Предполагается, что новые правила установки нестационарных туалетов заработают после того, как на вооружении властей появится отраслевая схема их размещения во всех районах города. Представитель мэрии говорит, что это произойдет в ближайшие месяцы: схема уже разработана ГлавАпу (на это было выделено 17 млн бюджетных средств), осталось ее согласовать и утвердить на заседании правительства Москвы.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |