Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
12:00 Потребителям перестают нравиться гипермаркеты? | |
Перед гипермаркетами в Европе и США встала серьезная проблема — предпочтения потребителей сдвигаются в сторону менее крупных магазинов ближе к дому или онлайн-магазинов, что приводит к сокращению прибылей крупнейших ритейлеров.
Чтобы остановить падение продаж, ритейлеры уже вносят изменения в свои бизнес-модели, но однозначного решения этой проблемы пока не найдено. Что делать, когда никто не виноват
На прошлой неделе генеральный директор одного из крупнейших американских ритейлеров Best Buy Брайан Данн неожиданно заявил о своей отставке. Многие аналитики отмечали, что ему следовало уйти раньше, так как операционная стратегия Best Buy уже не отвечает требованиям, которые предъявляет изменившаяся ситуация на рынке. Ранее Best Buy заявил о намерении закрыть 50 гипермаркетов в США, заменив их 100 менее крупными магазинами.
Необходимость перемен в компании ясно демонстрируют ее финансовые результаты. В четвертом квартале Best Buy понес убыток в $1,7 млрд, а в предыдущие пять кварталов прибыль Best Buy неуклонно сокращалась.
В аналогичной ситуации оказались и другие крупные американские компании. Например, в третьем квартале прошлого года прибыль Walmart, крупнейшего в мире ритейлера, сократилась на 2,9%. До этого компания также фиксировала падение прибыли в течение восьми кварталов подряд.
Sears Holding, который оперирует брендами Sears, Sears Grand, Kmart и др., в ближайшее время планирует закрыть около 120 своих магазинов в США, Gap Inc.— около 200. Схожие проблемы, хоть и в меньшем масштабе, испытывают европейские ритейлеры.
В конце прошлого года британская Tesco разочаровала инвесторов падением продаж, несмотря на рождественский сезон, традиционно удачный для розничного сектора. Два других крупных европейских ритейлера — французский Carrefour и Metro AG — также столкнулись со снижением прибыли за прошлый год, на 14% и 21% соответственно. Прогнозы на этот год обе компании делают очень осторожные. Carrefour, который в прошлый четверг представил свои финансовые показатели за первый квартал, планирует сокращать цены, в первую очередь в Южной Европе, где из-за долгового кризиса сложилась сложная финансовая ситуация.
Проблема падающих продаж встала перед американскими и европейскими гипермаркетами с началом рецессии. По данным исследовательской компании Reis, доля незанятых торговых площадей в торговых центрах составляет 11% — самый высокий уровень с 1991 года. Владельцы площадей вынуждены сдавать их под колл-центры, клиники, церкви, образовательные и государственные учреждения, а также под проведение свадеб и других праздников. В первую очередь это касается магазинов типа big box, которые характеризуются большой площадью (более 4 тыс. кв. м) и зачастую располагаются в отдельно стоящем одноэтажном здании. Это могут быть универсальные магазины (такие, как Walmart или Target) или специализированные (например, Best Buy, который специализируется на потребительской электронике и бытовой технике, или IKEA).
Пересмотр форматов В настоящее время целый ряд факторов заставляет крупных ритейлеров менять форматы гипермаркета. Натали Берг из Planet Retail, которую цитирует Bloomberg, охарактеризовала этот процесс как "тектонический сдвиг".
Замедление экономики из-за финансового кризиса привело к снижению прибыли ритейлеров, при том что уровень расходов остался на прежнем уровне или вырос. Потребители стали гораздо внимательнее относиться к своим расходам. Они все реже делают все необходимые покупки в одном гипермаркете, предпочитая для каждого товара выбрать самое выгодное предложение с помощью специальных интернет-сервисов, которые позволяют сравнить цены в разных магазинах. Серьезной проблемой для гипермаркетов является рост популярности онлайн-магазинов. На онлайн-продажи приходится 8% всех розничных продаж в США — при том что еще в 2000 году этот показатель составлял 2%.
В этом случае гипермаркеты играют роль своеобразных шоу-румов, где потребитель может внимательно изучить и проверить заинтересовавший его товар. По данным исследовательской компании ClickIQ, около половины всех покупателей онлайн-магазинов перед заказом осматривают продукт в обычном магазине. Это открыто признают и сами ритейлеры. "Я думаю, что такие компании, как Amazon и eBay, прекрасно используют свои возможности, и мы должны быть в состоянии конкурировать с ними, а не только с Walmart, Target и т. д.",— сказал председатель розничного конгломерата Sears Holding Эдди Ламперт в интервью CNBC.
В США ситуацию усугубляет и демографическая ситуация. Поколение "беби-бумеров" (родившихся в 1946-1964 годах) уже не живет вместе со своими повзрослевшими детьми, то есть родителям надо покупать меньше товаров.
В свою очередь, их дети, уже создавшие собственные семьи, по-другому подходят к процессу покупки. Новое поколение родившихся с конца 70-х до начала 2000-х, которое в США уже получило название "поколение миллениума", предпочитает делать покупки через онлайн-магазины или же с помощью других цифровых сервисов.
Разные сферы розничной торговли в разной степени подвержены влиянию описанных негативных факторов. В первую очередь проблемы испытывают сети, специализирующиеся на продаже электроники или книг. Как отметил в интервью "Ъ" аналитик Милош Рыба из британской Planet Retail, в обоих случаях ритейлеры теряют свою рыночную долю в пользу онлайн-компаний, таких как Amazon.com. Так, сеть книжных магазинов Barnes & Noble в конце прошлого года понесла квартальный убыток, что стало почвой для слухов о возможном скором банкротстве этой компании.
По мнению Милоша Рыбы, книжные магазины смогут выжить, если будут подбирать ассортимент под строго очерченный потребительский сегмент.
Иначе обстоят дела у магазинов, торгующих одеждой. Им приходится сталкиваться с конкуренцией не только со стороны онлайн-магазинов, но и со стороны крупных продуктовых супермаркетов, таких как Tesco или Asda (британское подразделение Walmart), которые расширяют ассортимент одежды или создают собственные бренды.
Продовольственный сектор меньше всего подвержен этой тенденции, однако и здесь наблюдается отток покупателей от гипермаркетов.
Все больше потребителей предпочитают чаще посещать маленькие магазины неподалеку от дома, нежели один раз в неделю ездить в гипермаркет. По данным Euromonitor International, в 2011 году продажи таких магазинов "у дома" по всему миру выросли на 6,1%, до $319 млрд, что составляет 6% от всех мировых продаж продовольствия.
В США гипермаркеты являются важнейшим элементом розничного сектора и, по мнению Милоша Рыбы из Planet Retail, продолжат играть важную роль, особенно в продовольственном секторе, несмотря на сдвиг приоритетов в сторону меньшего формата.
В Западной Европе гипермаркеты также доминируют на розничном рынке, хотя их влияние отличается в зависимости от каждой конкретной страны — например, во Франции их роль гораздо важнее, чем в Великобритании. Иначе обстоят дела в Центральной Европе — в этом регионе гипермаркеты практически не испытывают таких проблем, как на Западе.
Наибольший рост выручки в этом регионе показывают так называемые компактные гипермаркеты (площадью около 3-4 тыс. кв. м).
В поисках новой модели бизнеса
Пытаясь найти выход, ритейлеры в первую очередь делают ставку на сокращение площади и открытие большего количества своих магазинов в пределах городской черты под дочерним брендом. Для Walmart это Walmart Market и Walmart Express, площадь которых не превышает 3 тыс. кв. м. Target в прошлом году представил концепт магазинов CityTarget, площадь которых составляет 5-10 тыс. кв. м (площадь обычных магазинов Target превышает 11 тыс. кв. м).
К 2016 году Best Buy планирует увеличить количество своих магазинов Best Buy Mobile (магазины небольшого формата) с 305 до 800, в результате чего средняя площадь магазинов Best Buy сократится на 20%. Gap Inc. сокращает площадь магазинов под принадлежащим ему брендом Old Navy примерно с 2 тыс. кв. м до менее чем 1 тыс. кв. м.
Еще один популярный способ справиться с падением прибылей — это онлайн-коммерция. Walmart с мая прошлого года потратил $300 млн на приобретение технологических компаний (например, разработчиков приложений для iPhone) и нанял 200 человек для работы над своей веб-платформой. В то же время британская Tesco начала продавать некоторые товары (DVD, CD, компьютерные игры) по сниженным ценам через Amazon.com под именем Oakwood Distribution Ltd.
Кроме того, в рамках развития онлайн-коммерции Tesco даст возможность посетителям своего сайта заказывать товары у своих конкурентов.
У нас
По данным Росстата, оборот продуктовой розницы в России в 2011 году составил примерно $320 млрд. По оценкам Cushman & Wakefield, которая анализировала торговлю в Центральной России в первом полугодии прошлого года, современные форматы продуктовых магазинов занимают около 75% рынка. Самым распространенным форматом являются супермаркеты — на них пришлось около 28% товарооборота продуктовой розницы, доля дискаунтеров составила 24%, гипермаркетов — 23%. Доминирование на российском рынке мелких форматов во многом связано с историческими особенностями торговли в России.
Первые российские супермаркеты и дискаунтеры создавались преимущественно после кризиса 1998 года оптовиками: в 1998-м Александр Самонов с партнерами открывают первую "Копейку", Сергей Галицкий в 1999 году запускает "Магнит", в 1999 году появляются "Пятерочка" Андрея Рогачева, "Дикси" Олега Леонова и другие.
Дискаунтеры, за развитие которых активно принялись оптовики, не требовали серьезных затрат. "Открыть дискаунтер можно было за $50 тыс.— это был самый дешевый билет на рынок",— объясняет президент "Дикси" Илья Якубсон, который в те годы занимался розницей в Орле. Сейчас стоимость открытия дискаунтеров выросла в несколько раз. После 2000-х годов ритейлеры стали уделять больше внимания развитию гипермаркетов. Раньше — в 1993-м году — появились только магазины петербургской сети "Лента".
"О'кей" открыл первый гипермаркет в 2001 году, "Карусель" — в 2005 году (с 2008 года входит в состав Х5 Retail Group), "Магнит" — в 2007-м. После 2001 года на рынок выходят иностранные ритейлеры — Metro Cash & Carry, Auchan и Real. "Пока концентрация гипермаркетов в России по отношению к плотности населения в пять-шесть раз ниже, чем в Европе",— говорит представитель "О'кей" Артем Глущенко.
Но у формата большие перспективы в России — во многих крупных городах до сих пор нет полноценных гипермаркетов, отмечает он. Прошлый год стал рекордным по количеству открытых гипермаркетов — совокупно участники рынка построили 100 таких магазинов. Бурное развитие гипермаркетов сдерживается отсутствием приемлемых торговых площадей, мест, в которых магазины могут быть построены, отмечают игроки. Кроме того, меняется материальная составляющая: бывший совладелец "Ленты" Дмитрий Костыгин вспоминает, что еще десять лет назад "Лента" тратила на покупку площадки и коробку около $6 млн, теперь же ее строительство стоит $25 млн.
Между тем компании уже сталкиваются друг с другом в борьбе за покупателя.
В "О'кей" замечают усиление конкуренции в некоторых городах. Эту проблему "О'кей" старается решить, расширяя линейку форматов за счет компактного магазина "у дома" с более демократичной ценовой политикой — "О'кей-Экспресс". X5 открывает так называемые городские гипермаркеты экономкласса "Пятерочка Макси" площадью до 4 тыс. кв. м.
Бывший акционер "Ленты" Дмитрий Костыгин говорит, что постепенно появляется конкуренция и со стороны онлайн-торговли, но тенденция пока актуальна для столиц. Игроки, специализирующиеся на региональном развитии, отмечают, что в целом по стране не у всех есть доступ к широкополосным сетям, поэтому ждать оттока покупателей в интернет рано.
Никто из действующих игроков пока не страхует себя от подобных проблем запуском интернет-магазинов с продуктами питания.
Но дистанционная торговля мебелью есть у Auchan, у Х5 — техникой, электроникой и книгами. Ни один из форматов современной торговли в России еще не достиг "потолка" в развитии, резюмируют опрошенные "Ъ" ритейлеры.
Насыщение рынка гипермаркетами, в частности, произойдет не раньше чем через пять-семь лет — до этого момента большие магазины не будут сталкиваться с проблемами, которые сейчас решают компании за рубежом.
газета "Коммерсант"
Седа Егикян, Евгения Перцева, Кристина Бусько
| |
|
Всего комментариев: 0 | |