Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Среда, 27.11.2024, 17:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 27 » К вам едет ревизор?
14:55
К вам едет ревизор?

Потупив алчный взор, к нам едет ревизор...

Евгений БЕЛЯКОВ

Предприниматели тратят до 10% от своей выручки, чтобы откупиться от зачастую излишнего госконтроля

СПАСАЕТ «ПРОЕЗДНОЙ»

В Минэкономразвития и Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) подсчитали: за год различные контролеры от государства проводят почти 3 млн. проверок бизнеса. Но это лишь официальные цифры. Как жалуются сами предприниматели, частенько контролеры заглядывают и просто так. Такой «визит вежливости» нигде не фиксируется и обычно влетает в копеечку.

«У меня небольшой бизнес. Работают 32 человека. За год меня официально проверили 7 раз и неофициально 5, - рассказывает один из предпринимателей на нашем сайте. - Каждому контролеру нужен вагон бумаг. Причем срочно. Независимо от результата каждая проверка взяла денег. Ну и как тут заниматься производством?»

Многие бизнесмены предпочитают не искушать судьбу и платят проверяющим так называемый проездной. Это что-то вроде абонентской платы - небольшая гарантия того, что бизнесмена ненадолго оставят в покое. Тем более что способов воздействия на предпринимателей до сих пор множество. Во-первых, налоговая и полиция могут проверять предпринимателя сколько их душе угодно. Во-вторых, другие ведомства всегда могут явиться с внеплановой проверкой. И абсолютно по закону.

- У бизнеса нет ощущения, что его перестали кошмарить, - говорит Андрей Назаров, сопредседатель центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». - Самый распространенный вариант - организуется фиктивная жалоба. А по закону любой надзорный орган обязан на нее среагировать.

- Делается все очень просто, - объясняет Дмитрий Потапенко, владелец крупной сети магазинов. - Любой инспектор пишет бумагу от имени своего знакомого: мол, в этом магазине товар просроченный. И так можно делать хоть каждый день, хоть каждые 15 минут. Ограничений нет.

99% ТРЕБОВАНИЙ НЕ ВЛИЯЮТ НА БЕЗОПАСНОСТЬ

- Требования у проверяющих словно специально такие, чтобы можно было денежку с предпринимателя взять, - говорит Дмитрий Потапенко. - Если мы захотим поставить сигнализацию в офис, полиция потребует, чтобы на окнах первого этажа были решетки. При этом пожарная служба потребует, чтобы решеток не было. Таковы правила пожарной безопасности. Замкнутый круг. И платить в итоге придется и тем и другим. Либо оставаться без сигнализации.

По данным «ОПОРА России», «коррупционный налог» (то, сколько бизнесменам приходится платить в дополнение к официальным налогам, - то есть совокупный размер взяток) в последние годы держится на уровне 5% от выручки предприятий. По данным Всемирного банка, эта цифра даже выше - около 7%.

- Уровень требований зависит лишь от размера бизнеса. Что-нибудь обязательно найдут, - говорит Руслан Телков, предприниматель из подмосковного Зеленограда. - А потом на экране мобильника пишут ту сумму, которую они хотят получить. Начинаешь торговаться, как на рынке. При этом мало кто берет наличными. Дают контакты определенной организации, которая поможет устранить нарушения. Обычно ценник там в несколько раз выше, чем в среднем по рынку.

Естественно, все эти затраты перекладываются на потребителей. А на кого же еще?! Именно мы с вами оплачиваем этот коррупционный налог. Плюс ко всему растет инфляция и снижается экономический рост.

- Помимо России, у меня есть магазины в Китае и Чехии, - говорит Дмитрий Потапенко. - За 10 лет ко мне ни разу ни один проверяющий не пришел. У нас же за ритейлерами сразу 34 контрольных органа следят.

НАДЗОР УЙДЕТ В ОНЛАЙН?

Как говорят эксперты, чтобы бизнес активно развивался, нужно два условия: чтобы и прибыль высокая была, и бюрократии лишней не было. Раньше первого у нас хватало с лихвой - сверхвыгоды покрывали любые издержки. Сейчас прибыль уже не такая баснословная.

- В последние годы никто не спешит развивать новые проекты, - говорит Андрей Назаров. - Государство пока только обещает создать комфортные и безопасные условия для ведения бизнеса. На деле изменения незначительные.

Эксперты предлагают сделать проверки более прозрачными.

- Мы предлагаем запустить специальный онлайн-портал, на котором будет вестись реестр всех реализуемых проверок: как плановых, так и внеплановых, - говорит бизнес-омбудсмен (защитник прав предпринимателей) Борис Титов. - Каждый выезд контролера должен регистрироваться заранее. С указанием цели выезда и фамилии проверяющего. Так мы будем знать, кто лютует, а кто, наоборот, вообще много лет ничего не контролирует.

В таких условиях заглянуть к предпринимателю в гости можно будет только с номером проверки, выданным на этом онлайн-портале. Как считает Титов, многие контролеры в этом случае и не пойдут проверять без веских оснований, чтобы не засветиться с подозрением на коррупцию. В итоге это должно снизить давление на бизнес.

РЕЙТИНГ САМЫХ АБСУРДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОНТРОЛЕРОВ

1. «Слишком высокие унитазы»

Именно по этой причине владельцам языковой школы отказали в работе с детьми. Проверка была внеплановой.

2. «Семена не взошли»

А этот повод использовали для внеплановой проверки магазина семян сотрудники фитосанитарной службы. Якобы один из покупателей пожаловался на плохое качество продукции.

3. «Нет подставки для ног»

Трудовая инспекция в одном из регионов до сих пор живет по СанПиНу 2003 года, где есть следующая фраза: «Рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки - до 20». Предпринимателю пришлось отстаивать свою правоту в суде.

4. «Нет урны у входа»

Одному из предпринимателей пришлось заплатить аж 15 тысяч рублей за это нарушение. Штраф наложила экологическая служба. Хотя по закону урны должны устанавливать местные чиновники. Деньги удалось вернуть только через суд.

5. «А дезинфекцию от крыс почему не делали?»

Проверяющие хотели развести на дорогостоящую процедуру владельца одного рекламного агентства. При этом помещение его офиса находится на втором этаже.

На основе опроса предпринимателей и данных из открытых источников.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Совсем уж вольницу дать бизнесу тоже нельзя»

Было бы некорректно говорить, что все бизнесмены исключительно ангелы, а все проверяющие - поголовно взяточники. Как ни крути, главная цель любого предпринимателя - прибыль. И чем больше она, тем лучше. Естественно, владелец бизнеса старается всячески экономить. И какую-нибудь дешевку по баснословным ценам впарит, и от налогов уйдет. А уйти от ответственности в данном случае проще простого.

- Юридическое лицо - это не конкретный человек, а всего лишь пакет документов, - объясняет Денис Ульянов, юрист Общества защиты прав потребителей. - Некоторые компании, например, каждый год меняют юрлицо. Владелец и продавцы остаются те же самые, но с них уже взятки гладки. Поэтому проверки нужны, чтобы частично такие вещи нивелировать.

По мнению эксперта, отменять проверки совсем нельзя. Но при этом надо немного усложнить жизнь контролерам. Например, выносить штрафы только через суд.

- Добросовестного предпринимателя это может немного защитить, - считает Денис Ульянов. - Но совсем уж вольницу давать нельзя. Если не будет наказания за нарушения, то это ни к чему хорошему не приведет.

ДОСЛОВНО

Псевдоревизор Иван ХЛЕСТАКОВ:

- Со мной престранный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы, рублей четыреста?

(Н. Гоголь. Комедия «Ревизор».)

Просмотров: 513 | Добавил: Михаил2597 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: