Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 21:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Статьи » Периодика

ПОТЕНЦИАЛ НКО В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА — ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПОТЕНЦИАЛ НКО В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ
ПРОБЛЕМ

Одним из первых об идее создания библиотеки лучших практик
социально ориентированных НКО узнал Артем Шадрин, дирек-
тор Департамента стратегического управления (программ) и бюдже-
тирования Министерства экономического развития Российской Федерации.
     Идею он поддержал, так как счел наличие такой интерактивной
базы полезным для представителей министерств, ведомств и до-
норских организаций, особенно в процессе принятия ими решений
о сотрудничестве с теми или иными НКО. «Это также будет содей-
ствовать распространению лучшего опыта деятельности НКО в ре-
гионах России, что представляется очень значимым. Кроме того,
база лучших практик может оказаться полезной в рамках подготов-
ки курсов обучения для сотрудников НКО, чиновников профильных
ведомств и журналистов», — предположил тогда А. Шадрин.
Мы надеемся, все эти прогнозы еще сбудутся в полной мере. А
ниже публикуем интервью с Екатериной Шмулевич (Дубижанской),
начальником отдела развития некоммерческого сектора экономики
Департамента стратегического управления (программ) и бюджети-
рования Министерства экономического развития РФ. В нем на при-
мере Программы поддержки социально ориентированных НКО Мин-
экономразвития рассказывается о том, что уже удалось сделать для
укрепления партнерства государства и социально ориентированных
(СО) НКО. 
    Со всеми документами этого направления можно ознако-
миться в специальном разделе сайта министерства — http://www.
economy.gov.ru/minec/activity/sections/SocOrientNoncomOrg/.
Чем занимаются социально ориентированные НКО, в каких фор-
мах создаются, что это вообще за статус?
      Екатерина Шмулевич: Понятие «социально ориентированные НКО»
введено Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ
по вопросу поддержки социально ориентированных некоммер-
ческих организаций». К таким организациям относятся НКО, ко-
торые созданы в предусмотренных законом формах (за исклю-
чением государственных корпораций, государственных компа-
ний и общественных объединений, являющихся политическими
О лучших практиках социально ориентированных НКО
9
партиями) и занимаются деятельностью, направленной на ре-
шение социальных проблем и развитие институтов гражданско-
го общества. Например, социальной поддержкой граждан, бла-
готворительностью, деятельностью в области образования, про-
свещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения и так
далее (перечень есть в законе). При этом законами субъектов и
муниципальных образований могут устанавливаться иные виды
деятельности социально ориентированных НКО.
Нужно ли вести реестр таких НКО в регионе?
Е.Ш.: Законом предусмотрено ведение реестров только социально
ориентированных некоммерческих организаций — получателей
поддержки. То есть, если та или иная некоммерческая органи-
зация не получала такой поддержки от органов власти и ее нет
в реестре, это не означает, что она не является социально ори-
ентированной и не может получать поддержку в дальнейшем.
Пока реестры ведутся разрозненно разными органами вла-
сти. Кто оказал поддержку — тот и включил организацию в
свой реестр. Однако с 2012 года мы планируем создание еди-
ной автоматизированной системы, в которую все органы вла-
сти, и федеральные, и региональные, и муниципальные будут
вносить данные о социально ориентированных НКО — получателях поддержки.
            Порядок ведения реестров социально ориентированных
НКО — получателей поддержки определяет уполномоченный
орган федеральной власти, то есть Минэкономразвития Рос-
сии. Для этого нами 17 мая 2011 года был принят приказ
№ 223, в соответствии с которым федеральные органы ис-
полнительной власти, органы исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации и местные администрации, оказы-
вающие поддержку социально ориентированным некоммерче-
ским организациям, должны размещать реестр на своем сай-
те. Для того чтобы информация о том, какие организации под-
держиваются органами власти, была открытой и прозрачной.
В 2011 году Минэкономразвития России выделило работу с соци-
ально ориентированными НКО в отдельное направление. Почему?
Зачем?
        Е.Ш.: Во-первых, для формирования экономических предпосылок
развития сектора некоммерческих организаций. Не только
и даже не столько за счет роста прямого государственного
О лучших практиках социально ориентированных НКО 
финансирования их деятельности, но в первую очередь пу-
тем создания условий для ускоренного развития сектора. Это
и расширение возможностей НКО по привлечению труда до-
бровольцев и благотворительных пожертвований, и обеспече-
ние доступа таких организаций к государственному бюджет-
ному финансированию в рамках социальных программ, и дру-
гие механизмы.
         Вторая важнейшая задача (а по сути — первая) — использо-
вание потенциала НКО в решении социальных проблем. Есть
основания утверждать, что сегодня они недостаточно эффек-
тивно решаются во многом из-за недоиспользования потенци-
ала организаций некоммерческого сектора. Поэтому, выявив
самые успешные НКО и субъекты, которые активно взаимо-
действуют с ними и в целом содействуют развитию некоммер-
ческого сектора, мы сможем распространять лучшие практи-
ки, наиболее успешные примеры решения тех или иных задач
на других территориях.
А есть ли критерии понятия «лучшая практика»?
          Е.Ш.: Соотнесение результатов и издержек, понесенных на этот
проект. Если результат превосходит издержки — то проект
может рассматриваться как лучшая практика.
Также сложно не согласиться с критериями, предложенными
Центром исследований гражданского общества и некоммер-
ческого сектора Высшей школы экономики. В основе лучших
практик должны лежать понятные технологии достижения по-
ставленной цели, которые, в свою очередь, можно тиражиро-
вать в разных регионах. Хорошо, если они предполагают меж-
секторное взаимодействие. Лучшие практики — это обяза-
тельно технологии, адекватные российскому контексту, пото-
му что прямое заимствование западного опыта не всегда со-
стоятельно.
А на опыт других стран все-таки стоит ориентироваться? Изуча-
лась ли ситуация в мире до запуска федеральной программы?
Е.Ш.: Конечно. Прежде чем разрабатывать и внедрять механизмы
поддержки некоммерческого сектора, мы проанализирова-
ли опыт других стран. Использовались исследования Высшей
школы экономики и другие, кроме того консалтинговая ком-
пания Boston Consulting Group осуществила pro bono анализ
международной практики поддержки НКО. В различных стра-
О лучших практиках социально ориентированных НКО
11
нах существуют разные механизмы, начиная от грантовой
поддержки и заканчивая более сложными механизмами, та-
кими как ваучерная схема предоставления услуг. Не все меха-
низмы одинаково адекватны российскому контексту, но мно-
гие могут дать хорошие результаты.
Какие регионы активны и уже разработали программы поддерж-
ки СО НКО?
      Е.Ш.: Многие субъекты уже не первый год занимаются развитием
некоммерческого сектора. Однако необходимость написания
единой региональной программы поддержки социально ори-
ентированных НКО заставляет подойти к этому вопросу более
системно. В настоящее время по предварительной информа-
ции более 17 субъектов разрабатывают такие программы,
среди них Республика Татарстан, Томская, Самарская, Ниже-
городская области, Красноярский край, Республика Алтай и
другие.
    Могут ли субъекты РФ и отдельные НКО рассчитывать на под-
держку со стороны Минэкономразвития России? Какую? Куда об-
ращаться?
         Е.Ш.: Мы стараемся помогать субъектам и некоммерческим орга-
низациям в разработке их программ. На сайте Минэконом-
развития России размещены методические рекомендации
по разработке региональных программ поддержки социаль-
но ориентированных НКО; модельный акт, определяющий по-
рядок конкурсного отбора НКО, который регионы могут брать
за основу; методические материалы по разработке программ
для участия в конкурсном отборе социально ориентирован-
ных некоммерческих организаций. Кроме того, свои вопро-
сы всегда можно направить на адрес электронной почты
nko2011@economy.gov.ru
Уполномочен ли кто-то еще заниматься взаимодействием с СО
НКО на федеральном уровне?
Е.Ш.: Минэкономразвития уполномочено определять государствен-
ную политику в сфере поддержки социально ориентирован-
ных НКО, в том числе разрабатывать нормативно-правовые
акты. Помимо этого, министерство (согласно постановлению
№ 713 «О предоставлении поддержки социально ориентиро-
ванных НКО») занимается предоставлением на конкурсной
О лучших практиках социально ориентированных НКО
 основе субсидий субъектам РФ на реализацию региональ-
ных программ поддержки СО НКО на условиях софинансиро-
вания, а также самим НКО, оказывающим информационно-
консультационную, методическую, образовательную и иную
поддержку другим СО НКО.
        Кроме того, в настоящее время полномочиями по поддерж-
ке СО НКО по соответствующим направлениям деятельности
наделены Минздравсоцразвития России, МЧС России, Мин-
спорттуризм России, готовятся соответствующие изменения
в положения о Минобрнауки России и Минприроды России.

Интервью провела Влада Муравьева
Категория: Периодика | Добавил: Михаил (21.09.2012)
Просмотров: 1350 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: