Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
Периодика [71] |
Главная » Статьи » Статьи » Периодика |
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА — ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ НКО В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Одним из первых об идее создания библиотеки лучших практик социально ориентированных НКО узнал Артем Шадрин, дирек- тор Департамента стратегического управления (программ) и бюдже- тирования Министерства экономического развития Российской Федерации. Идею он поддержал, так как счел наличие такой интерактивной базы полезным для представителей министерств, ведомств и до- норских организаций, особенно в процессе принятия ими решений о сотрудничестве с теми или иными НКО. «Это также будет содей- ствовать распространению лучшего опыта деятельности НКО в ре- гионах России, что представляется очень значимым. Кроме того, база лучших практик может оказаться полезной в рамках подготов- ки курсов обучения для сотрудников НКО, чиновников профильных ведомств и журналистов», — предположил тогда А. Шадрин. Мы надеемся, все эти прогнозы еще сбудутся в полной мере. А ниже публикуем интервью с Екатериной Шмулевич (Дубижанской), начальником отдела развития некоммерческого сектора экономики Департамента стратегического управления (программ) и бюджети- рования Министерства экономического развития РФ. В нем на при- мере Программы поддержки социально ориентированных НКО Мин- экономразвития рассказывается о том, что уже удалось сделать для укрепления партнерства государства и социально ориентированных (СО) НКО. Со всеми документами этого направления можно ознако- миться в специальном разделе сайта министерства — http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/SocOrientNoncomOrg/. Чем занимаются социально ориентированные НКО, в каких фор- мах создаются, что это вообще за статус? Екатерина Шмулевич: Понятие «социально ориентированные НКО» введено Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммер- ческих организаций». К таким организациям относятся НКО, ко- торые созданы в предусмотренных законом формах (за исклю- чением государственных корпораций, государственных компа- ний и общественных объединений, являющихся политическими О лучших практиках социально ориентированных НКО 9 партиями) и занимаются деятельностью, направленной на ре- шение социальных проблем и развитие институтов гражданско- го общества. Например, социальной поддержкой граждан, бла- готворительностью, деятельностью в области образования, про- свещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения и так далее (перечень есть в законе). При этом законами субъектов и муниципальных образований могут устанавливаться иные виды деятельности социально ориентированных НКО. Нужно ли вести реестр таких НКО в регионе? Е.Ш.: Законом предусмотрено ведение реестров только социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки. То есть, если та или иная некоммерческая органи- зация не получала такой поддержки от органов власти и ее нет в реестре, это не означает, что она не является социально ори- ентированной и не может получать поддержку в дальнейшем. Пока реестры ведутся разрозненно разными органами вла- сти. Кто оказал поддержку — тот и включил организацию в свой реестр. Однако с 2012 года мы планируем создание еди- ной автоматизированной системы, в которую все органы вла- сти, и федеральные, и региональные, и муниципальные будут вносить данные о социально ориентированных НКО — получателях поддержки. Порядок ведения реестров социально ориентированных НКО — получателей поддержки определяет уполномоченный орган федеральной власти, то есть Минэкономразвития Рос- сии. Для этого нами 17 мая 2011 года был принят приказ № 223, в соответствии с которым федеральные органы ис- полнительной власти, органы исполнительной власти субъек- тов Российской Федерации и местные администрации, оказы- вающие поддержку социально ориентированным некоммерче- ским организациям, должны размещать реестр на своем сай- те. Для того чтобы информация о том, какие организации под- держиваются органами власти, была открытой и прозрачной. В 2011 году Минэкономразвития России выделило работу с соци- ально ориентированными НКО в отдельное направление. Почему? Зачем? Е.Ш.: Во-первых, для формирования экономических предпосылок развития сектора некоммерческих организаций. Не только и даже не столько за счет роста прямого государственного О лучших практиках социально ориентированных НКО финансирования их деятельности, но в первую очередь пу- тем создания условий для ускоренного развития сектора. Это и расширение возможностей НКО по привлечению труда до- бровольцев и благотворительных пожертвований, и обеспече- ние доступа таких организаций к государственному бюджет- ному финансированию в рамках социальных программ, и дру- гие механизмы. Вторая важнейшая задача (а по сути — первая) — использо- вание потенциала НКО в решении социальных проблем. Есть основания утверждать, что сегодня они недостаточно эффек- тивно решаются во многом из-за недоиспользования потенци- ала организаций некоммерческого сектора. Поэтому, выявив самые успешные НКО и субъекты, которые активно взаимо- действуют с ними и в целом содействуют развитию некоммер- ческого сектора, мы сможем распространять лучшие практи- ки, наиболее успешные примеры решения тех или иных задач на других территориях. А есть ли критерии понятия «лучшая практика»? Е.Ш.: Соотнесение результатов и издержек, понесенных на этот проект. Если результат превосходит издержки — то проект может рассматриваться как лучшая практика. Также сложно не согласиться с критериями, предложенными Центром исследований гражданского общества и некоммер- ческого сектора Высшей школы экономики. В основе лучших практик должны лежать понятные технологии достижения по- ставленной цели, которые, в свою очередь, можно тиражиро- вать в разных регионах. Хорошо, если они предполагают меж- секторное взаимодействие. Лучшие практики — это обяза- тельно технологии, адекватные российскому контексту, пото- му что прямое заимствование западного опыта не всегда со- стоятельно. А на опыт других стран все-таки стоит ориентироваться? Изуча- лась ли ситуация в мире до запуска федеральной программы? Е.Ш.: Конечно. Прежде чем разрабатывать и внедрять механизмы поддержки некоммерческого сектора, мы проанализирова- ли опыт других стран. Использовались исследования Высшей школы экономики и другие, кроме того консалтинговая ком- пания Boston Consulting Group осуществила pro bono анализ международной практики поддержки НКО. В различных стра- О лучших практиках социально ориентированных НКО 11 нах существуют разные механизмы, начиная от грантовой поддержки и заканчивая более сложными механизмами, та- кими как ваучерная схема предоставления услуг. Не все меха- низмы одинаково адекватны российскому контексту, но мно- гие могут дать хорошие результаты. Какие регионы активны и уже разработали программы поддерж- ки СО НКО? Е.Ш.: Многие субъекты уже не первый год занимаются развитием некоммерческого сектора. Однако необходимость написания единой региональной программы поддержки социально ори- ентированных НКО заставляет подойти к этому вопросу более системно. В настоящее время по предварительной информа- ции более 17 субъектов разрабатывают такие программы, среди них Республика Татарстан, Томская, Самарская, Ниже- городская области, Красноярский край, Республика Алтай и другие. Могут ли субъекты РФ и отдельные НКО рассчитывать на под- держку со стороны Минэкономразвития России? Какую? Куда об- ращаться? Е.Ш.: Мы стараемся помогать субъектам и некоммерческим орга- низациям в разработке их программ. На сайте Минэконом- развития России размещены методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки социаль- но ориентированных НКО; модельный акт, определяющий по- рядок конкурсного отбора НКО, который регионы могут брать за основу; методические материалы по разработке программ для участия в конкурсном отборе социально ориентирован- ных некоммерческих организаций. Кроме того, свои вопро- сы всегда можно направить на адрес электронной почты nko2011@economy.gov.ru Уполномочен ли кто-то еще заниматься взаимодействием с СО НКО на федеральном уровне? Е.Ш.: Минэкономразвития уполномочено определять государствен- ную политику в сфере поддержки социально ориентирован- ных НКО, в том числе разрабатывать нормативно-правовые акты. Помимо этого, министерство (согласно постановлению № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентиро- ванных НКО») занимается предоставлением на конкурсной О лучших практиках социально ориентированных НКО основе субсидий субъектам РФ на реализацию региональ- ных программ поддержки СО НКО на условиях софинансиро- вания, а также самим НКО, оказывающим информационно- консультационную, методическую, образовательную и иную поддержку другим СО НКО. Кроме того, в настоящее время полномочиями по поддерж- ке СО НКО по соответствующим направлениям деятельности наделены Минздравсоцразвития России, МЧС России, Мин- спорттуризм России, готовятся соответствующие изменения в положения о Минобрнауки России и Минприроды России. Интервью провела Влада Муравьева
| |
Просмотров: 1350 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |