Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Среда, 27.11.2024, 18:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Статьи » Периодика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ БЫТОВЫХ УСЛУГ
К вопросу государственного регулирования рынка социально значимых бытовых услуг.
 
В течение последних нескольких лет в обществе ведется бурная дискуссия о социальной ответственности бизнеса, которая, так или иначе затронула коммерческие интересы членов нашей Региональной Ассоциации МультиСервиса. Безусловно, члены Ассоциации не только осознают свою персональную ответственность, но в меру своих сил самостоятельно организуют и активно участвуют в социально ориентированных проектах и акциях. Однако, позиция Ассоциации по данному вопросу заключается в том, чтобы обратить общественное внимание на формирование целостной системы государственных гарантий, в рамках которой бизнес сферы бытового обслуживания мог обеспечить минимальную доступность бытовых услуг, прежде всего, в интересах незащищенных категорий граждан. Разовые акции или проекты, безусловно, нужны и играют важную роль, но они, как правило, слишком завязаны на отдельные личности и скорее носят эпизодическую направленность. В качестве дополнения к государственной системе они, несомненно, позволяют решить проблемы отдельного человека или небольшой группы лиц, но создать базис, на котором будет основываться система, направленная на удовлетворение различных запросов всех незащищенных категорий граждан, они не могут. Обеспокоенность предпринимательского сообщества вызывает то, что на сегодняшний момент до конца так и не решен вопрос государственного регулирования рынка социально значимых бытовых услуг. Судя по прогнозам экспертов, в России продолжается сокращение экономически активного населения. К середине столетия в нашей стране будет проживать более 40 млн. пенсионеров и государству будет всё сложнее выполнять взятые на себя социальные обязательства. При этом, никто не ставит под сомнение, что люди пожилого возраста заслуживают уважения и поддержки, как со стороны государства, так и общества. Реально оценивая складывающуюся ситуацию, тем не менее, решение социальных вопросов в интересах пожилых людей органами исполнительной власти решается слишком прямолинейно и упрощенно. Вместо адресной поддержки тех, кто действительно нуждается в помощи, средства распределяются на всех, в том числе и тем, кто вполне может обойтись без такой помощи. «Размазывая масло по хлебу» мы создаем видимость решения проблемы, а она, вместе с тем, лишь усугубляется, что влечет обострение социальной напряженности. Хорошим индикатором этой напряженности является пассивность электората на прошедших выборах, как в Государственную Думу, так и на уровне регионов или муниципалитетов. Не для кого не секрет, что большую часть активных избирателей составляют именно люди пожилого возраста и другие льготные категории граждан. «Латание Тришкиного кафтана» вместо формирования на уровне региона прозрачной и всеми принятой системы поддержки нуждающихся категорий граждан чревато крайне резким проявлением недовольства, что повлечет за собой нестабильность . Современный рынок социально значимых бытовых услуг развивается дискретно, порою – просто хаотично. Бытовое обслуживание традиционно относится к социально ориентированным секторам экономики и имеет огромный потенциал не только в оказании различных видов услуг, но и в рамках продвижения самозанятости людей пожилого возраста, что, отчасти, в будущем, позволит смягчить негативные последствия демографического кризиса. Уже сейчас во многих регионах успешно продвигаются такие проекты, как «Народный Университет третьего возраста», программа «Пятьдесят +», и др. Однако, крайне мало проектов, в рамках которых пенсионеры могли бы оказывать реальные повседневные услуги таким же пенсионерам. Именно в этом, как мне кажется, должна заключается цель такого рода проектов. Сейчас же большинство программа нацелено лишь на оказание образовательных услуг, что без последующего трудоустройства является бессмысленной тратой бюджетных средств. Отдельные попытки, предпринимаемые в рамках некоторых из программ, разрешить вопрос трудоустройства пенсионеров так же вызывает недоумение, поскольку на сегодняшний день никто не препятствует руководителям предприятий принимать на работу пенсионеров. А создавая для них особые условия, тем самым мы противопоставляем их молодежи, что в корне неверно. Выход видится в следующем: используя жизненный опыт пенсионеров и их профессиональные навыки необходимо создавать специализированные центры, в которых они могли бы не только общаться со своими ровесниками, но в тоже время, привлекать к такому общению молодежь, делиться с ними жизненной мудростью, опытом семейной жизни. Сейчас беспокойство общества вызывает всё нарастающая волна разводов. Большое число детей воспитывается одним из родителей. Неужели опыт семейных пар, отметивших серебряную или золотую свадьбы не интересен и не заслуживает к себе внимания? В рамках такого центра нужно организовать службу по оказанию поддержки нуждающимся, в том числе, путем предоставления бытовых услуг. Разве пенсионер-парикмахер утратил свою квалификацию? Или швея-пенсионерка забыла как надо подшить брючину, поставить латку? Предложенная идея, несомненно, интересна и не требует значительных ресурсов для реализации. Но она лишь отчасти позволяет решить проблему социальной адаптации людей пожилого возраста в современном мире и продлить их жизненную и профессиональную активность в рамках самозанятости. Решить проблему в целом, от Владивостока до Калининграда, вне зависимости от территории проживания возможно только при содействии государства, в рамках государственной политики социальной направленности. На сегодняшний день назрела необходимость в новом взгляде, как на саму процедуру предоставления социально значимых услуг, так и на хозяйствующие субъекты, которые оказывают такого рода услуги. Обсуждение проблемных вопросов связанных с предоставлением социально значимых услуг состоялось 14 сентября в рамках заседания Подкомитета по развитию бытового обслуживания Торгово-промышленной палаты России, а затем было продолжено 25 октября в формате «круглого стола» в Общественной палате Российской Федерации. При этом инициатором мероприятий явилась наша Ассоциация. Отчасти, в рамках обсуждений удалось выявить и обобщить наиболее острые вопросы, тревожащие предпринимательское сообщество, а также выработать единство взглядов на подходы, направленные на их решение. Анализ открытых источников, связанных с вопросами оказания социально значимых услуг позволил выявить интересную закономерность. Например, в период начала и середины 2000-х годов в большинстве субъектов Федерации, а также на уровне отдельных муниципалитетов были разработаны и утверждены нормативно – правовые акты, направленные на обеспечение льготных категорий населения доступными социально значимыми услугами. В качестве примера, представляет интерес ознакомиться с Постановлением от 3 ноября 2009 г. № 430 Администрации города Красноярска «Об аккредитации социально ориентированных предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания города Красноярска»; муниципальным правовым актом Думы Арсеньевского городского округа от 05.05.2008 года № 103- МПА «Положение об аккредитации социально ориентированных предприятий бытового обслуживания населения на территории Арсеньевского городского округа»; Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2005 года № 200-ПП, которым было утверждено «Положение о проведении аккредитации социальных предприятий бытового обслуживания населения города Москвы» и др. Более того, в этот же период по данной тематике было подготовлено несколько научных работ и даже диссертаций, что подтверждает интерес и значимость этой проблемы в обществе. На сегодня, к сожалению, большинство документов утратили свою актуальность и настоятельно требуют кардинального пересмотра. В результате сравнительного анализа документов было установлено, что практически все они носили декларативный характер, где одному из основных вопросов - механизму государственного регулирования рынка социально бытовых услуг должного внимания уделено не было. Мотивация предпринимательского сообщества носила формальный характер и не представляла реального интереса, что, собственно говоря, впоследствии отразилось самым негативным образом. Даже принятие в 2006 году национального стандарта – ГОСТ Р 52492-2005 «Услуги бытовые. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ К УСЛУГАМ» не оказало существенного влияния на эти процессы. Документы, направленные на решение вопросов обеспечения социально значимыми услугами незащищенных категорий граждан, удовлетворение их повседневных бытовых запросов, давно требуют кардинальных процедурных изменений и дополнений в рамках государственного регулирования. В качестве одного из регуляторов может стать государственный муниципальный социальный заказ. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Чтобы создать прозрачную и всеми принимаемую систему, необходимо определиться с целями, ради которых такая система создается и индикаторными точками, позволяющими оценить эффективность и результативность функционирования системы. Прежде всего, надо оценить количественные показатели в отношении льготных категорий граждан, а затем возможности предпринимательского сообщества, готового предоставлять услуги такого рода потребителям. Третьим индикатором являются затраты со стороны муниципалитетов, направленные на обеспечение этого процесса и экономическая отдача от него. Незащищенные категории граждан, в интересах которых предоставляются социально значимые услуги, состоят на учете в органах социальной защиты населения. Таким образом, проблем с получением количественных показателей нуждающихся граждан нет. Не составляет проблемы и учет потенциальных исполнителей услуг. Основываясь на минимальных нормах потребления утвержденных ГОСТом или иными локальными нормативно-правовыми актами можно спрогнозировать размеры бюджетных ассигнований необходимых для компенсации затрат понесенных предпринимателями. Таким образом, в рамках муниципального социального заказа решается вопрос гарантированной минимальной обеспеченности и доступности социально значимых бытовых услуг в интересах льготных категорий граждан, а также вопрос мотивации предпринимателей, намеревающихся оказывать такие услуги. При этом, муниципалитеты решают не только вопрос обеспечения населения бытовыми услугами, но также получают действенные рычаги, позволяющие регулировать рынок бытовых услуг, поддерживая его на таком уровне, который позволяет минимизировать возможные негативные последствия вследствие изменения внешней конъюнктуры или наступления неблагоприятных внешних факторов. Остальные предприятия сферы бытового обслуживания, не пожелавшие оказывать услуги в рамках социального заказа, будут функционировать в рамках открытого рынка и цивилизованной конкуренции. Конечно, журнальный формат не позволяет изложить в полном объеме весь механизм регулирования рынком, но получить общее представление и при необходимость приспособить предложенные идеи у себя на месте, вполне можно. Региональная ассоциация МультиСервиса всегда готова к плодотворному сотрудничеству. Исполнительный директор Региональной Ассоциации МультиСервиса Михаил Сергеевич Переславцев. multservis@mail.ru 8 (906) 716 56 28
Категория: Периодика | Добавил: Михаил (02.11.2012)
Просмотров: 1909 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: