Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
Периодика [71] |
Главная » Статьи » Статьи » Периодика |
ЧЕМ ОБЕСПОКОЕНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?
25 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялось заседание круглого стола с рабочей повесткой дня ««К вопросу о взаимодействии налогоплатильщиков и органов государственной власти», в рамках которого участники обсудили следующие аспекты: А) Перспективы расширения полномочий и компетенций органов местного самоуправления в целях совершенствование системы межбюджетных отношений. Вопросы развития малого бизнеса сферы сервисного обслуживания и услуг в рамках расширения объемов полномочий и компетенций муниципалитетов. Б) Социальная ответственность бизнеса и перспективы развития социально значимых услуг на территории муниципалитетов. Диалог общества и местных органов самоуправления. Инициаторами заседания выступили общественные организации – Региональная Ассоциация МультиСервиса, которую представлял президент- А.Г. Самойлов и межрегиональное общественное движение «Мы-налогоплательщики» в лице сопредседателя - Л.Г. Акуловой. В работе круглого стола приняли участие депутаты муниципальных собраний, руководители ряда Советов муниципальных образований, представители профильных комитетов Общественной палаты РФ, отраслевых некоммерческих партнерств и региональных ремесленных палат, члены различных объединений потребителей и специалисты региональных Министерств и Управлений, а также представители Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов. Заседание круглого стола стало логическим продолжением обсуждения, которое состоялось в рамках заседания Подкомитета по развитию бытового обслуживания и услуг Торгово-промышленной палаты Российской Федерации 14 сентября текущего года, где уже затрагивались эти актуальные вопросы,. По первому вопросу повестки заседания с небольшим докладом выступил президент Региональной Ассоциации МультиСервиса Алексей Самойлов, который обратил внимание участников на обеспокоенность предпринимательского сообщества предстоящим совершенствованием межбюджетных отношений, о чем в своем выступлении на совместном заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации и Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО) высказалась В.И. Матвиенко. Грядущая передача налогов малого и среднего бизнеса в распоряжение муниципалитетов самая больная тема российских муниципальных образований и безусловно, такое решение во многом является положительным. Однако при этом целесообразно принять во внимание и мнение предпринимателей, которые обоснованно высказывают обеспокоенность. Главный вопрос, который красной линией прочертил бурные обсуждения участников круглого стола заключается в следующем: – Выиграют муниципалитеты от такого перенацеливания налогов, или напротив, проиграют. Ведь рассчитывать на субсидии из региональных и федеральных центров больше не придется. По данным спикера Совета Федерации лишь 2,5 процента муниципальных образований могут обеспечить свои расходы за счёт собственных доходов. Большинство же муниципалитетов испытывает колоссальную нехватку средств. Так на какие поступления может рассчитывать муниципальная казна? Вопрос совсем не праздный, он может повлечь за собою цепную реакцию, при которой предприниматели могут оказаться «без вины виноватыми». Собственно эти опасения и послужили толчком для обсуждения в Подкомитете ТПП РФ и в рамках круглого стола в Общественной палате России. В настоящее время обеспокоенность предпринимательского сообщества вызывают следующие направления: 1. Формирование бизнес - привлекательности муниципалитетов и создание благоприятного бизнес – климата. Тенденции современного мира наглядно демонстрируют, что консолидация финансов, промышленности и людских ресурсов происходит вокруг нескольких центров. Крупные промышленные и финансовые корпорации консолидировали финансовые потоки в Москве и Санкт-Петербурге, где, собственно говоря, и оседают налоги. На сегодняшний день 70 из 83 регионов являются дотационными. Будет ли готов малый и средний бизнес развиваться в сельской местности, ЗАТО, рабочих поселках и малых городах? Утвердительного ответа на этот вопрос нет. Не исключено, что предприниматели начнут активно мигрировать в более привлекательные для ведения бизнеса районы. Что в таком случае ожидает жителей менее привлекательных муниципалитетов? 2. Основной целью бизнеса является извлечение прибыли в рамках уставной деятельности предприятия. Внедрение системы государственной поддержки, в том числе посредством субсидирования, порождает среди предпринимателей иждивенческие настроения и безответственность. В этой связи на первый план выступает вопрос оценки результативности и эффективности господдержки бизнеса, который до сих пор остается без должного внимания. 3. Бытовое обслуживание традиционно является социально ориентированным. Во многих регионах действуют программы, направленные на поддержку незащищенных категорий граждан, в том числе и путем предоставления социально значимых услуг. И если в крупных городах эти вопросы худо-бедно решаются, то в сельской местности и малых городах ситуация складывается катастрофическая. Каким образом оказывать социально значимые услуги, если платежеспособность населения на фоне высоких накладных расходов не позволяют предпринимателям развивать бизнес? Не получится ли так, что местные органы самоуправления, заинтересованные в конечном результате, в первую очередь будут создавать наиболее благоприятные условия для «своих» МУПов, ставя других предпринимателей в жесткие рамки. Это может повлечь за собой полное уничтожение системы предоставления социально значимых услуг. 4. Вызывает обеспокоенность и такой вариант, когда муниципалитеты в своем стремлении пополнить казну налогами, начнут отдавать предпочтения более рентабельным видам деятельности, например, торговле. Запрет с 1 января на торговлю пивом в нестационарных объектах, безусловно, подтолкнет предпринимателей к поиску свободных помещений, что в свою очередь может повлечь увеличение размера арендной платы, а в худшем случае - к массовому «переделу» рынка недвижимости и рейдерским захватам собственности. При таком сценарии событий предприятиям бытового обслуживания выжить будет очень проблематично. 5. В рамках реализации Федерального закона №159 чрезвычайно актуальным является вопрос «малой приватизации» нежилых помещений, находящихся в казне муниципалитетов. Опыт предыдущей приватизации 90-х годов, по большей части – негативный, наглядно продемонстрировал массовое перепрофилирование предприятий бытовых услуг на более рентабельные виды деятельности или перепродажу помещений. 6. Серьезной проблемой, давно требующей своего разрешения, является вопрос государственного регулирования рынка сферы бытового обслуживания. Следует признать, что на настоящий момент, при отсутствии единого федерального центра, региональные органы исполнительной власти и муниципалитеты утратили рычаги воздействия на большинство предприятий бытового обслуживания и индивидуальных предпринимателей, что негативно отразилось на общем состоянии рынка услуг. Современный рынок характеризуется дисбалансом услуг, который влечет за собой ликвидацию технологически сложных и энерго-капиталоемких производств, требующих высококвалифицированных кадров. Одной из острых проблем является резкое увеличение числа мастеров – «надомников», оказывающих услуги без всякой государственной регистрации. Конкурировать с такими «специалистами» невозможно. Не мене важной проблемой является распространение контрафактной продукции, что не только подрывает экономические основы официального бизнеса, но и наносит ощутимый вред деловой репутации предпринимательскому сообществу. 7. Бытовые услуги отличаются многообразием форм и видов. В настоящее время существует ГОСТ, регламентирующий процедуру классификации предприятий по видам предоставляемых услуг. Однако, справедливости ради, надо заметить, что положения ГОСТа не функционируют. Именно этим можно объяснить преобладание на улицах наших городов разного рода салонов красоты, дизайнерских ателье, салонов «люкс» и т.п. Не секрет, что во многих из них качество и уровень обслуживания оставляет желать лучшего, а вот прейскуранты на услуги явно завышены. Когда муниципалитеты будут заинтересованы в пополнении казны, можно предположить, что одним из методов может стать искусственное повышение категории предприятия, что повлечет увеличение стоимости услуг. Такое решение чревато негативными последствиями и может привести к полной утрате доверия у потребителей. Во время работы Первого Конгресса предприятий бытового обслуживания России, а позже - на заседаниях Подкомитета по развитию бытового обслуживания ТПП РФ неоднократно поднимался вопрос о дисбалансе рынка бытового обслуживания и отсутствии государственного регулирования. В результате скоропалительных, не до конца продуманных решений получилось так, что отрасль почти полностью утратила свои позиции в сельской местности, рабочих поселках и малых городах. Более того, современные центростремительные тенденции демонстрируют миграционные процессы, происходящие в городах с населением до 150-200 тысяч человек. Фактически получается, что сельские жители и жители малых городов вынуждены оплачивать бытовые услуги в несколько раз дороже, чем горожане крупных центров. Высокие накладные расходы, дефицит квалифицированных кадров и нестабильный потребительский спрос на фоне невысокой платежеспособности делает бизнес бытовых услуг низкорентабельным, а порой - убыточным. При этом всём надо учитывать, что Россия стремительно стареет, по оценкам экспертов к середине века в стране будет проживать почти 50 млн. пенсионеров, что потребует от муниципалитетов огромных вложений в социальную инфраструктуру. Если сейчас не разрешить ключевые вопросы, с каждым годом они будут только усугублять ситуацию. Каким образом выбраться из этого «капкана» - прямого ответа нет. Но если замалчивать этот вопрос, ничего хорошего не выйдет. Круглый стол в Общественной палате России – это первый шаг, предложение к диалогу всех заинтересованных сторон.
| |
Просмотров: 509 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |