Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Вторник, 14.05.2024, 23:02
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Календарь

«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Сентябрь » 27 » Уголовное право и предпринимательство. Изменения.
17:09
Уголовное право и предпринимательство. Изменения.

Минэкономики требует потерпевшего для любого уголовного преследования бизнеса

По материалам Газеты "Коммерсантъ", №181 (4966), 27.09.2012

 

Минэкономики опубликовало законопроект, призванный во исполнение майского указа Владимира Путина ограничить возможность следственным органам участвовать в "заказных" уголовных делах. Проект вводит в Уголовный кодекс наказания за вмешательство в деятельность юрлица или предпринимателя и делает невозможным заведение уголовных дел "в сфере предпринимательской деятельности" без заявления потерпевшего. Юристы достаточно скептически относятся к проекту — нет оснований полагать, что правоприменение по ним будет осуществляться в пользу предпринимателей.

 Смысл проекта, опубликованного вчера Минэкономики в рамках антикоррупционной экспертизы, понятен из названия — изменения в УК и Уголовно-процессуальный кодекс "направлены на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования".

      Поправки в законы можно разделить на три части. Смысл первых — шире объявленного. Новая статья 299.1 предлагает карать "Незаконное возбуждение уголовного дела", а статья 299.2 — "Незаконные оперативно-разыскные мероприятия, незаконные следственные действия", причем вне зависимости от того, имеет ли происходящее отношение к предпринимательству — сейчас УК статьей 299 карает лишь привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного. За эти деяния Минэкономики предлагает, впрочем, рамки ответственности, широкие до крайности: от штрафов в размере 200-500 тыс. руб. (или даже меньше) до лишения свободы на срок до пяти лет. 

Второй блок поправок касается именно вопросов предпринимательства. Это новая статья 169.1 УК "Вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юрлица" (со столь же широкими рамками ответственности), а также правка УПК, относящая уголовные дела "в сфере предпринимательской деятельности", возбужденные по статьям УК 159 (мошенничество), а также 160 (присвоение, растрата), 165 (имущественный ущерб при злоупотреблении доверием), 167 (умышленное уничтожение и повреждение имущества) и частью первой ст. 176 (незаконное получение кредита предпринимателем или юрлицом) к так называемым делам частно-публичного обвинения в понимании части третьей статьи 20 УПК. Такие дела возбуждаются только по заявлению потерпевшего — но, в отличие от дел частного обвинения, их сложнее закрывать примирением сторон, а бремя доказательства на заявителя не возложено. Кроме того, в УПК впервые внесено объяснение того, что же является "сферой предпринимательства" (см. "Онлайн"). 

Наконец, третья часть поправок решает локальную задачу — органам следствия, согласно им, дается десять дней на возврат изъятой следствием электронной техники и носителей. Впрочем, предусмотрены случаи, когда возврат невозможен — в этом случае следствие в течение десяти дней копирует для владельца информацию с изъятых носителей. Само же копирование (для любых целей) должно производиться в присутствии владельца информации, ее носителей и понятых. 

Юристы отнеслись к проекту достаточно критично: их беспокоит перенос "предпринимательских" уголовных дел из сферы публичного обвинения в сферу частно-публичного. Партнер практики по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP Рустам Курмаев считает, что идея работать не будет: "По таким составам функцию следствия нельзя перекладывать на потерпевшего, это должно расследоваться профессионально, а теперь потерпевшему нужно будет самому доказывать наличие оснований для возбуждения дела. В итоге мы получим ситуацию, подобную той, которая была по делам о "клевете" или "оскорблении", когда 98% случаев заканчивались отказом",— говорит господин Курмаев. Он полагает, что нововведения могут создать поле для злоупотреблений, в частности, со стороны государственных коммерческих компаний: "Например, при мошенничестве со стороны "дочки" госкомпании с займом, выданным материнской компанией, последняя может не инициировать уголовное дело — здесь будут страдать государственные интересы, однако следствие по своей инициативе возбудить дело не вправе". 

При этом, по мнению Рустама Курмаева, введение уголовной ответственности за незаконное возбуждение дел излишне, поскольку уже существует ст. 286 УК (превышение должностных полномочий). Новые же составы в УК могут послужить "дополнительным инструментом воздействия на следователя, чтобы он был более ручным, чем есть сейчас". Впрочем, очевидно, что проблемы правоприменения в этом случае являются общими для правоохранительной системы и не могут быть исправлены только улучшением законов. 
 

     Москва, Сентябрь 26 (Новый Регион, Алексей Усов)

 – Минэкономразвития разработало проект федерального закона, который предусматривает уголовное наказание за незаконное возбуждение дел. Как следует из названия законопроекта, он предназначен для «исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования» – то есть для защиты бизнесменов. В частности, дополнения будут внесены в главу 22 УК РФ, в которой говорится о преступлениях в сфере экономической деятельности. Законодательные новации включают наказания за следственные действия, мешающие бизнесу (от 250 тысяч штрафа до 5 лет тюрьмы), за незаконное возбуждение дела и незаконные оперативно-розыскные действия (от 200 тысяч рублей штрафа до 5 лет лишения свободы.

Текст документа в среду размещен на сайте Минэкономразвития

        Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, направленных на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследовании» разработан во исполнение подпункта «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» – говорится в пояснительной записке к документу.

В обосновании законопроекта МЭРТ ссылается на речь Путина-премьера (январь 2012 года), в которой говорилось: «Необходимо...исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников».

В ряде случаев, в целях решения своих разногласий с контрагентами предприниматели используют ресурсы правоохранительной системы, отмечают авторы поправок и новых статей. Для оказания давления на противоположную сторону хозяйственного спора или устранения конкурента с рынка инициируется возбуждение уголовного дела, в рамках которого проводятся следственные действия, приводящие к невозможности дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности.

Поскольку провести параллель между возникновением хозяйственного спора и возбуждением уголовного дела или осуществлением оперативно-розыскных мероприятий в отношении одного из участников спора невозможно, законопроектом предлагается решить имеющиеся проблемы посредством внесения ряда изменений как в нормы Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее соответственно- УК РФ, УПК РФ), так и в нормы Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» – поясняют авторы законопроекта.

Проектом закона устанавливается уголовная ответственность должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование за заведомо незаконное возбуждение уголовного дела, а также за проведение заведомо незаконных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В этих целях помимо общих составов в 31 главе УК РФ законопроектом предлагается дополнить главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» составом, предусматривающим уголовную ответственность за совершения вышеуказанных действий в случае если они осуществляются в целях незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Законопроект предлагает дополнить Уголовный кодекс статьей 169.1 «Вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица». За незаконные следственные действия, мешающие бизнесу, закон предусматривает наказание от 250 тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет.

Минэкономразвития планирует ввести в УК статью 299.1 «Незаконное возбуждение уголовного дела» с наказанием от штрафа (нижняя граница штрафа не указана) до пяти лет лишения свободы и статью 299.2 «Незаконные оперативно-розыскные мероприятия, незаконные следственные действия» с наказанием от 200 тысяч рублей.

В случае, если возбуждение уголовного дела было осуществлено из корыстных побуждений или повлекло за собой тяжкие последствия, то наказание ужесточается. Нарушителю закона грозит не только материальный штраф, но и, возможно, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
NR2.ru: 
http://www.nr2.ru/economy/405508.html

 

Просмотров: 780 | Добавил: Михаил | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: