Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 28.04.2024, 01:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обзор рынка услуг

 

К вопросу государственного регулирования в сфере оказания бытовых услуг
Занятие бизнесом преследует несколько целей, одной из которых является извлечение прибыли за счет коммерческой деятельности. И если с торговлей всё более или менее ясно, то бытовые услуги, как и иные услуги, предусмотренные ОКУН, имеют свою специфику. Бытовые услуги характеризуются территориальной привязкой, их нельзя транспортировать в другие районы города для продажи новым покупателям. В этой связи перед предприятиями, оказывающими бытовые услуги стоит задача не допустить потерю клиентов на обслуживаемой территории.
Одним из способов является разработка внутренней концепции сервисного обслуживания, которая предполагает наличие совокупности ценностей, образцов поведения и технологий, направленных на формирование и поддержание у сотрудников бережного и заботливого отношения к клиентам. Своего рода это ВНУТРЕННИЙ СТАНДАРТ предприятия.
Первоначальные цели в рамках предложенной концепции устанавливаются следующие: удовлетворение потребностей покупателей услуг; удержание потребителей; привлечение новых потребителей; сокращение оттока потребителей; сокращение числа неудовлетворенных клиентов. Стандарт, или как можно ещё сказать - эталон того, какой деятельность предприятия должна быть в реальности, без сомнения, требует сертификации предприятия. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, проводимая независимой организацией. При этом исполнитель получает документ (т.е. сертификат), который удостоверяет, что услуги соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ.
По принципу сертифицирования, сертификация подразделяется на добровольную и обязательную.
Добровольная сертификация производится на основании закона РФ «О сертификации товаров и услуг» по частной инициативе заявителей (производителей, поставщиков, продавцов). Обязательная сертификация подтверждает только обязательные требования, установленные законом (в частности, продукция и услуги обязаны проходить сертификацию на безопасность). Для определения обязательности сертификации существует Номенклатура продукции (а так же продукция, имеющая код ТНВЭД), в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация.
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ. Добровольная сертификация широко применяется в бытовом обслуживании и, как можно заметить, не является популярной из-за высоких расценок на сертификаты и значительные затраты времени на их получение. Предприниматели не понимают, для чего нужно тратить время и деньги, если это ни коем образом не отражается на прибыльности бизнеса.
          Здесь мы подходим к нескольким важным для понимания аспектам. Существуют государственные и муниципальные заказы, которые проводятся в рамках тендеров, конкурсов. Как правило, к участию в них допускаются предприятия, соответствующие заявленным требованиям заказчика и одним из таких требований к участнику является наличие сертификата соответствия. Сюда также можно отнести требования фирм-изготовителей, которые, например, заключают контракты с так называемыми авторизованными сервисными центрами. Например, по обслуживанию и ремонту радиоэлектронной техники. Таким образом, обязательные требования, выдвигаемые заказчиком услуг, подталкивают предпринимателей к проведению добровольной сертификации услуг, поскольку от этого напрямую зависит возможность заключения выгодного контракта. Кроме этого, добровольную сертификацию осуществляют те из руководителей предприятий, которые дорожат своей деловой репутацией и стремятся действовать в рамках цивилизованной конкуренции, проявляя уважение к своим потребителям. И всё же, справедливости ради надо заметить, что значительная часть наших предпринимателей не проявляют заинтересованности в добровольной сертификации, попросту её игнорируют. Объясняется это тем, что они не видят коммерческой выгоды для бизнеса. Попытки извне, так сказать, административно навязать в добровольно-принудительном порядке сертификацию, как правило, наталкиваются на отрицание и уклонение. Есть примеры в Москве, в Краснодарском крае.
       Например, в Краснодаре разработан программный документ - Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.07.2011 № 725 «О развитии сферы бытовых услуг в Краснодарском крае на 2011-2015 годы», в котором уделяется внимание развитию добровольной сертификации. Параллельно, на период 2011-2015 годы, разработана краевая целевая программа «Качество». По состоянию на начало 2012 года количество участников названной программы составляет несколько сот предприятий бытового обслуживания из 12 000 региональных предприятий бытовых услуг. Согласно отчету управления торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар за 1 полугодие 2011 года в прохождение добровольной сертификации и получение сертификатов соответствия было вовлечено 16 предприятий, оказывающих услуги по ремонту бытовой техники и парикмахерских услуг. В столице вопрос добровольной сертификации стоит не менее остро.
             Например, несколько лет тому назад в Москве была внедрена система добровольной сертификации «Московское Качество», которая, как предусматривалось разработчиками, была нацелена на укрепление имиджа и деловой репутации предпринимателей среди потребителей и партнёров по бизнесу. Система добровольной сертификации «Московское Качество» является правопреемником системы добровольной сертификации ГУП города Москвы «Московское Качество».
Собственно, система предназначена для решения следующих задач:
• предоставления достоверной информации о качестве и потребительских свойствах товаров и услуг;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей относительно качества и потребительских свойств товаров и услуг;
• защиты жизни и здоровья потребителей, имущества физических и юридических лиц.
         Однако, при всём положительном эффекте, который, вне всякого сомнения, могла дать система сертификации, разработчиками были упущены из виду важные для предпринимателей вопросы, а именно – очевидная выгода от участия. Сам факт наличия сертификата ни коим образом не влиял на коммерческую деятельность предприятия. Ошибка, допущенная ещё на стадии разработки, когда к процессу не стали привлекать представителей предпринимательского сообщества, заблокировало это интересное и полезное начинание. Изначальный посыл был неверным, что повлекло за собой утрату интереса к системе сертификации со стороны предпринимательского сообщества. Вот если бы разработчиками системы добровольной сертификации совместно с профильными органами исполнительной власти был предусмотрен комплекс мероприятий, способствующих повышению привлекательности, например, льготное предоставление рекламных мест, размещение информации о сертифицированных предприятиях в местах массового посещения граждан, позитивное освещение деятельности в СМИ, формирования комплекса мер по противодействию коммерческой деятельности без государственной регистрации и т.п., вне всякого сомнения, система добровольной сертификации получила бы широкую поддержку.
          Для примера обратим внимание на услуги пассажирских перевозок такси. Как только Правительство Москвы установило жесткие санкции в отношении лиц, осуществляющих пассажирские перевозки без государственной регистрации, так называемых «бомбил», и при этом сформировало для легальных таксопарков и предпринимателей более благоприятные условия, значительная часть нелегалов незамедлительно осуществили процедуру госрегистрации. Собственно говоря, в этом и заключается ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ рыночными процессами, когда органами государственной власти создаются экономические условия, направленные на поддержку легального бизнеса и повышение качества услуг.
         В качестве ещё одного позитивного примера можно привести деятельность саморегулируемых организаций стройиндустрии, где активно внедряется Единая система аттестации руководителей и специалистов. Например, в июле был поставлен месячный рекорд по выдаче аттестатов. 108 саморегулируемых организаций выдали в совокупности 10 115 аттестатов, а общее количество выданных в ЕСА аттестатов достигло 60 000. Внутренние стандарты, разработанные СРО, стали катализатором этого процесса. Недавно в одном из интервью Президент РФ В.В. Путин, а затем и премьер-министр Д.А. Медведев обратили внимание на оценку эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и управления. Нельзя не согласиться с актуальностью данного вопроса.
           Применительно к сфере бытового обслуживания вопросы государственного регулирования находятся в чрезвычайно запущенном состоянии, что неоднократно отмечалось членами профильного подкомитета ТПП РФ и отраслевых общественных организаций. Вместе с тем, система стандартизации и добровольной сертификации услуг является одним из значимых институтов государственного регулирования отрасли. Особую актуальность этот вопрос приобретает в рамках деятельности Всемирной торговой организации. Много ли предприятий сферы бытового обслуживания разработало и внедрило у себя систему менеджмента качества ИСО 9001-2008?
        Насколько готовы наши предприятия конкурировать с зарубежными партнерами? Ещё в 1994 году Технический комитет 342 на основе международного стандарта ИСО 9004.2 разработал национальный стандарт ГОСТ Р № 50691-94 «МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ». Стандарт есть, а внедрять его никто не торопится. Что же можно предпринять в сфере бытовых услуг, чтобы заинтересовать предпринимателей и подтолкнуть их к добровольной сертификации?
             В этом смысле целесообразно обратить внимание на следующие вопросы: В чем будет заключаться выгода бизнеса? Какую выгоду получит государство и потребитель? Россия позиционируется в мировом сообществе, как социально ориентированное государство. Это действительно так. Поддержке социально ориентированных проектов, направленных на поддержку социально незащищенных категорий граждан уделяется большое внимание. Пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, сироты и др. постоянно чувствуют заботу. В решении этих вопросов есть большой вклад и предприятий бытового обслуживания, поскольку бытовые услуги традиционно считаются социально значимыми услугами.
          Например, несколько лет тому назад в столице был разработан перечень социально значимых услуг, утвержденный Постановление правительства Москвы № 200-ПП и позже дополненный постановлением № 25-ПП. В рамках названных постановлений также было утверждено Положение об аккредитации предприятий бытовых услуг в качестве социального предприятия. Какой эффект дало это постановление? Предприниматели, намеревающиеся оказывать социально значимые услуги в интересах незащищенных категорий граждан в обязательном порядке должны были пройти процедуру добровольной сертификации, что позволяло включить их в Реестр социально аккредитованных предприятий. При этом надо заметить, что ведение Реестра было возложено на профильный департамент.
          Такая процедура способствовала равномерному территориальному распределению социально аккредитованных предприятий и ценовой доступности услуг для льготных категорий потребителей. С другой стороны, Правительство Москвы предоставило для социально аккредитованных предприятий определенные преференции по ставкам арендной платы нежилых помещений, находящихся в городской казне, что представляло повышенный интерес для предпринимателей, особенно в сравнении с ценой коммерческой аренды. Городским властям удалось не только найти компромиссное решение, удовлетворяющее интересы всех сторон - потребителей, органов власти, предпринимателей, но в тоже время создать действенный механизм государственного регулирования рынка социально значимых бытовых услуг. Конечно, ещё остались нерешенные вопросы, но совершенствуя систему социальной аккредитации и дополняя ее разумными и понятными бизнесу требованиями, есть возможность оказывать влияние на предпринимательское сообщество в интересах общества и городских властей, тем самым, понижая накал социальной напряженности и улучшая качество жизни.
             Аналогичные проекты по социальной аккредитации предприятий имеются во многих регионах, что только подтверждает правильность данного решения. Однако, решение вопроса оказания социально значимых услуг только лишь на региональном уровне таит в себе опасность возникновения негативных явлений между жителями регионов. Сейчас это отчетливо просматривается на территории «новой Москвы», когда пенсионерам, некогда бывшим жителям Подмосковья стали выплачивать «столичные» пенсии. Аналогичная ситуация возникает и в отношении обеспеченности и доступности социально значимых услуг, поскольку ни для кого не является секретом, что сельские жители в сравнении с горожанами вынуждены оплачивать услуги в несколько раз дороже, так как возрастают затраты на транспортировку, а выбор услуг скуднее, чем в городе.
             В настоящее время Подкомитет «Бытовое обслуживание и услуги» ТПП РФ прорабатывает на федеральном уровне вопрос стандартизации и унификации системы оказания социально значимых услуг. С этой целью была разработана Концепция основных направлений развития бытового обслуживания в Российской Федерации, которая сейчас вынесена на общественное обсуждение. Идет активное обсуждение с региональными руководителями профильных общественных организаций и предпринимателями. Несмотря на возникающие сложности, члены подкомитета ТПП РФ уверены в правильности выбора направления движения, уверены в успехе. Поддержка со стороны государства только укрепляет такую уверенность.
 
К вопросу поддержки бытового обслуживания «шаговой» (пешеходной) доступности.
     Иван Геннадьевич Лебедев, индивидуальный предприниматель, Город Москва. Инвалид второй группы        
     У современного бытового обслуживания много проблем. Не касаясь общих, я позволю себе изложить собственный взгляд на проблему нестационарных объектов бытовых услуг, называемые в народе «киосками» или «палатками». Как правило, набор услуг мастерской, размещенной в киоске ограничен экспресс-ремонтом обуви, изготовлением дубликатов ключей, ремонтом часов и заменой батареек, установкой различной фурнитуры: кнопок, заклёпок, блочек, пуговиц, заточкой бытового и профессионального инструмента, экспресс-ремонтом сотовых телефонов, услугами ксерокопирования и ламинирования и другими востребованными потребителями услугами. Собственно, набор услуг формируют запросы потребителей. Что пользуется спросом - то направление и развиваем. В отличие от торговли, «впарить» потребителю «контрафактную» или некачественную услугу очень трудно. Во-первых, к тебе потом не придут, во-вторых «халтура» видна невооруженным глазом. Именно по этой причине в сфере бытовых услуг довольно стабильный состав профессионалов, начавших работать если не с советских времен, так с начала 90-х годов. Случайные люди в этом бизнесе не задерживаются, не те объемы прибыли, потому и быстро уходят. Основной контингент потребителей, которые пользуются нашими услугами – это местные жители, что живут вблизи таких точек бытового обслуживания. За десятилетия работы мы уже знаем друг друга по именам-отчествам, порой посвящены в семейные тайны. Жители идут не в «палатку», как кажется чиновникам, а к СВОЕМУ МАСТЕРУ, к человеку с золотыми руками, которого хорошо знают и которому доверяют. Как, собственно доверят им и сам мастер. Эти отношения зародились ещё после войны, когда артели солдат-инвалидов, безногие, обгорелые, искалеченные, помогали, как могли восстанавливать быт. Именно тогда кто из жалости, а кто понимая сложность жизни, поддерживали друг друга. К сожалению, времена изменились. Жизнь стала лучше, богаче, да только вот при всём этом, подрастеряли мы ту особенную душевность отношений. Сейчас в столице, да и не только в Москве, но и в региональных центрах активно продвигают новые схемы размещения нестационарных объектов. В том числе и бытовых услуг. Разработали особый дизайн киосков. И такой новый киоск обходится в среднем 350-480 000 рублей. Это я озвучиваю то, что пишут официальные СМИ. Конечно, внешний вид киоска - мастерской, оборудования, качество заготовок – всё это, бесспорно, имеет большое значение и влияет на качество услуг. Но как – то незаметно выпало из внимания, что во главе всего этого процесса стоит Мастер, профессионал.
Что сейчас происходит в Москве? Столичное Правительство приняло Постановление № 26 о проведении аукционов на места дислокации нестационарных объектов. С одной стороны, вроде бы это положительно. Не нужно бегать по кабинетам, да и коррупционного компонента стало меньше. А на практике оказалось, что в проигрыше оказались мы все - так называемые- предприниматели малого бизнеса. Особенно предприниматели- инвалиды. Победителями аукционов, как правило в большинстве случаев, оказались мало кому известные торговые розничные сети. Для них, что торговля пивом, что бытовые услуги- всё едино, главное получить место под киоск. Вот и получается, что победители аукционов есть, а новых киосков так и нет. Как пишет РИА-Новости, к 1 апреля из столицы демонтировали 3 000 киосков. А до этого тоже около 1 500 вывезли. Большинство таких киосков стояли по 10 -20 лет. По информации газеты «Версия» сегодня в Москве нестационарных объектов мелкорозничной торговли - ларьков и киосков осталось было 14 тысяч. По новой схеме размещения их станет значительно меньше. В каждом округе стремятся завершить процесс размещения новых киосков как можно быстрее. Так, в ЦАО удалось установить лишь 150 киосков (15% – на 30 марта), а Западный административный округ в лидерах – там установлено 209 киосков (36% – на 18 апреля). Старые киоски демонтировали, а вместе с ними ушли и квалифицированные специалисты, имеющие многолетний опыт. Они оказались невостребованными. Мастер не будет долго ждать, пока поставят новый киоск – ему надо кормить семью и он тут же находит себе работу, потому что он – Мастер. А вот жители микрорайона останутся без мастерской «шаговой доступности». Кто выиграл от такого решения? Потребители, предприниматели или чиновники? Предприниматели выступают не против аукционов, как это преподносится некоторыми журналистами. Мы против необдуманных решений, когда общественное мнение не берется в расчет. Закон есть закон. Он обязывает чиновников проводить аукционы. Но почему при этом нас- предпринимателей сферы бытовых услуг приравнивают к торговцам сигаретами, пивом, мороженным или колбасными изделиями? Что у нас общего, кроме размещения в киосках? Потому что чиновники не задумались об этом и при проведении аукционов, абсолютно не учли особенности «бытовки». Для чего нужно было «всё разрушить до основания», а затем построить «новый мир»? Зачем разрушать бизнес, который нарабатывался годами? С первого взгляда кажется, что любой сядет и тут же начнёт ремонтировать обувь, вшивать молнии, ремонтировать чайники и утюги. За время моей 20-летней предпринимательской деятельности через меня прошла сотни молодых и уже немолодых людей, большинство из которых уходили на следующий день после поступления на работу. Много ли молодежи работает в нашей сфере? Единицы. Средний возраст сотрудников за 45 лет. Что ожидает наш бизнес через 5-10 лет? Разве к этому времени необходимость в услугах отпадет? В нашем бизнесе надо очень кропотливо работать. Здесь мастерство необходимо, а оно нарабатывается месяцами. Место, привычное для потребителей, как у рыбаков, насиживается годами. Я не против внешнего вида новых киосков – у них вполне приличный вид. Только почему перед предпринимателем нельзя было поставить такую задачу- , например, в течение двух-трёх месяцев изменить внешний вид палатки на утверждённый Москомархитектурой. Многие из нас это сделали бы самостоятельно. Значит проблема не во внешнем облике. А в чем? Мне кажется, всё дело в том, что бытовое обслуживание, повсеместно и не совсем обдуманно подчинили Департаменту потребительского рынка. Как можно было «смешать» торговлю и общественное питание с бытовыми услугами? Спектр услуг, существующий ныне, гораздо шире, чем включает в себя торговля или питание. Наш Общероссийский классификатор услуг населению давно устарел и требует дополнений и изменений. Более того, назрела необходимость отказаться от такого понятия, как «БЫТОВЫЕ» услуги для «НАСЕЛЕНИЯ». Мы предоставляем услуги и юридическим лицам, а не только населению. По доходности, торговля, питание и обслуживание – это совершенно разные виды бизнеса. Именно по этой причине, победители аукционов, современные рантье - не спешат устанавливать киоски, им это экономически не выгодно! Они ожидают возможности перепрофилирования вида деятельности и на сигаретах -пиве заработают новые барыши. Например, многим предпринимателям нашего круга известно, что самая крупная сумма, которую победитель аукциона должен был внести за право установки киоска срокам на три года составляет 49 905 000 рублей. Это что же надо такое предоставлять или продавать, чтобы вернуть такие огромные деньги? Настораживает еще одна деталь. Согласно Постановлению столичного правительства, такие аукционы будут проходить каждые три года. Скажите, пожалуйста, какой разумный предприниматель, занимающийся бытовыми услугами, будет вкладывать свои кровные деньги в бизнес на три года? А что будет потом, через три года? При этом федеральное правительство разрабатывает программы развития до 2020 года. Хочу, чтобы меня правильно поняли - я не против продуктовых киосков мелкой розницы шаговой доступности. В отдельных местах их катастрофически не достает, особенно, по продаже хлеба и молока по ценам, доступным для пенсионеров, не имеющих возможности доехать до торговых центров. Но, не могут же все заниматься торговлей!
Многие предприниматели, оказывающие бытовые услуги, принимают активное участие в социально-экономическом развитии территорий, где они работают. Например, оказывают помощь Центрам социального обслуживания районов Москвы, предоставляют бесплатные услуги для ветеранов, инвалидов, малоимущих, самостоятельно делают скидки на услуги для держателей социальных карт москвича. Мы не хапуги, как порою нас называют журналисты, не понимающие ничего в нашей деятельности. В этом году моя организация заключила Договор на бесплатное обслуживание 600 инвалидов межрайонной Московской организации Всероссийского Общества Инвалидов в Западном Административном Округе города Москвы. Таким образом, мы предоставляем социально значимые услуги, о которых говорится в Постановлениях столичного правительства № 200 –ПП и № 25-ПП. Мы осознаем свою социальную ответственность бизнеса перед обществом. Вместе с тем, на данный момент демонтированы две мастерские в районе Кунцево и четыре мастерские в районе Фили-Давыдково. Вот и ответ на вопрос о социальной ответственности и поддержке малого бизнеса. А ведь наши мастера ремонтировали ортопедическую обувь, инвалидные коляски, костыли и прочие приспособления для инвалидов. В каждом районе для инвалидов должна быть специализированная мастерская для ремонта. В районах Кунцево и Фили-Давыдково таких не имеется. Мы хоть как-то помогали, но нашу мастерскую снесли. В результате непродуманных действий чиновников мы рискуем вернуться в начало девяностых годов, когда ситуация с бытовым обслуживанием была просто катастрофическая. Мы приближаемся к точке «невозврата». Я являюсь предпринимателем – инвалидом. И таких как я в столице, да и в России- десятки тысяч. Есть законы, направленные на поддержку инвалидов, преференции. На практике получается следующее – нас- инвалидов приравняли к обычным предпринимателям. Предоставление государственных преференций без проведения аукциона, если предприниматель обладает правом на ее предоставление, допускается в соответствии со ст. 19 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях социальной защиты инвалидов, государственные преференции в виде оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется столичными префектурами административных округов на основании собственных правовых актов, регулирующих данный вопрос, но с обязательным согласованием в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы. Таким образом, ранее, до момента принятия столичными властями постановления №26-ПП от 03.02.2011 года, при размещении нестационарного объекта, предприниматель, являющийся инвалидом, как правило, руководствовался таким значимым для него критерием, как доступность нестационарного объекта, как для собственных нужд, так и в интересах потенциальных потребителей услуг. Это побуждало предпринимателей-инвалидов избирательно, с высокой ответственностью, относиться к выбору места расположения участка и согласованию вопроса аренды земельного участка с местными властями. Обычная практика показывает, что в большинстве случаев ходатайства предпринимателей – инвалидов удовлетворялись и принимались положительные решения. Сейчас, в связи с внесением изменений в схемы размещения нестационарных объектов, предприниматели – инвалиды утратили возможность выбора места расположения нестационарного объекта. По своей сути, постановление столичных властей, поставило предпринимателей-инвалидов в крайне неблагоприятные условия, вынужденных на общих основаниях конкурировать с другими предпринимателями, в том числе путем участия в аукционах. Безусловно, это обстоятельство ставит предпринимателей из числа инвалидов в заведомо проигрышное положение, нарушает их право на трудовую деятельность, поскольку не учитывает физическое состояние и возможности самого предпринимателя. Попытки урегулировать вопрос о месте размещения нестационарного объекта путем обращения в местные органы власти, как правило, оказываются безуспешными. Изменения, внесенные в схемы размещения, сократили общее количество нестационарных объектов, что, собственно, является одним из оснований для формального отказа в удовлетворении просьбы. Не проработанность вопроса, когда ущемляются права и интересы предпринимателя – инвалида, побуждают его обращаться в органы исполнительной власти за предусмотренные законом преференциями, что может повлечь негативные коррупционные последствия. Фактически, предприниматель-инвалид оказывается в зависимости от решений отдельных чиновников и чтобы сохранить рабочее место, которое порой является единственным источником дохода, может быть принужден решать важный для него вопрос неформальным путем. В 1992 году моя мастерская у метро Пионерская была единственной в районе Фили-Давыдково. Управа района приняла тогда, я считаю, правильное решение о развитии мастерских в районе и поддерживала предпринимателей, развивающих этот бизнес. Мы смогли удовлетворить потребности жителей в повседневных и востребованных услугах. В то время, малыми предприятиями в основном были - часовые мастерские, сервисы по ремонту бытовой техники, ателье и др. Им была предоставлена возможность приватизировать помещения , что они и сделали. А потом благополучно сдали эти помещения в аренду под офисы или перепродали. Бытовые услуги исчезли. Сейчас предлагают повторить этот путь, результат которого известен. Мне могут возразить, что много ателье и мастерских открывается в торговых центрах. В ответ скажу - а сколько закрывается? Мы же знаем друг друга и видим, как схлопываются мастерские… Бытовое обслуживание – это услуга шаговой доступности, которая нуждается в поддержке.
 
 
К вопросу состояния бытового обслуживания в сельской местности и малых городах (Обзорная справка)
 
Бытовое обслуживание в сельской местности и малых городах России в значительной степени утратило свой былой потенциал. Существует несколько причин, объясняющих такое катастрофическое положение. За последние 20 лет в России исчезло 20 тыс. деревень, почти 70% населения проживает в городах. Выступая на Московском международном урбанистическом форуме, министр экономического развития Эльвира Набиуллина отметила, что количество малых и средних городов в России в течение ближайших нескольких десятков лет будет неуклонно сокращаться. Убывание городов небольшого размера — это глобальная тенденция. Перетекание населения в более крупные города будет продолжаться. Вместе с тем, по оценкам некоторых экспертов поддержка неэффективных городов стоит России около 2-3% экономического роста ежегодно. «Крупные города… они более устойчивы, в силу того, что у них более диверсифицированная экономическая структура. При этом не только услуги и знания тяготеют, но и современная промышленность тяготеет к промышленным городам», — пояснила Э. Набиуллина. Вопрос в том, готовы ли наши крупные города принимать и качественно использовать такой огромный ресурс или это станет неподъемным вызовом, ведь из малых и средних городов может высвобождаться и мигрировать в крупные города до 15-20 млн. человек».
    Фактически, на современном этапе федеральный центр устранился от решения проблем сельского населения, отдав всю социальную инфраструктуру местным властям, которые не в состоянии финансировать решение повседневных проблем местного населения. Таким образом, почти 38 млн. сельских жителей лишены самых элементарных повседневных бытовых услуг. Наблюдается повсеместная деградация предприятий сферы бытового обслуживания в сторону оказания услуг на уровне кустарного производства. В докладе академика РАСХН Владимира Милосердова были озвучены удручающие цифры: в 33 тыс. населённых пунктов проживают в среднем 1,76 человека, ещё в 14 тыс. – 7,8 человека. Как отмечает Татьяна Нефедова, старший научный сотрудник Института географии РАН, посёлки городского типа переводят по бумагам в сельские поселения.
    В Нечерноземье две трети деревень насчитывают менее 50 жителей. Молодёжь сразу же после школы уезжает в города. Выживают деревни и села, расположенные в пригородах или у автомобильных трасс, поскольку придорожные деревни имеют явные преимущества для формирования инфраструктуры: кафе, автосервиса, магазина, мини-рынка, мини-гостиницы. В сложившейся ситуации, в целях локализации негативных процессов, представляется целесообразным приступить к разработке комплекса мер, направленных, с одной стороны, на поддержку малого бизнеса в сельской местности, а с другой стороны, на активизацию интеграционных процессов в рамках, как отдельной территории муниципального образования, так и нескольких территорий. При этом целесообразно принять во внимание местные особенности развития соответствующих территорий.
     Например, принять во внимание имеющиеся тенденции изменения численности и состава населения, характер расселения, специализацию домохозяйств, наличие местного производства, народных художественных промыслов, туристических объектов федерального или регионального значения и др. Специфической особенностью сферы бытового обслуживания в сельской местности является высокая социальная значимость услуг для населения и, вместе с тем, ограниченность платежеспособности, значительная территориальная протяженность между населенными пунктами, что, безусловно, повышает издержки и в целом снижает рентабельность бизнеса. Таким образом, существующая система предоставления бытовых услуг, хорошо зарекомендовавшая себя в городских условиях, при наличии высокой плотности населения, абсолютно не подходит для ведения аналогичного бизнеса в сельских условиях и требует принципиально нового подхода. На настоящий момент нет более или менее приемлемых проектов, способных разрешить данную проблему.
     Практический опыт предпринимателей в различных регионах России, носит скорее экспериментальную направленность и в значительной степени зависит от местных факторов, начиная от взаимодействия с местными властями и заканчивая погодными условиями, что особенно актуально для регионов северо-восточной Сибири и Дальнего Востока. Теоретические разработки профильных научно- учебных заведений, в том числе, включая научные труды и диссертации, к сожалению, в большинстве случаев так и остаются теориями, малоизвестными для практикующих предпринимателей. Например, в 2009 году была защищена диссертация И.Г. Шадской «Формирование и развитие рынка бытовых услуг в сельской местности: на примере Московской области», которая представляет определенный интерес для развития бизнеса в Московской области, но ознакомиться с данной работой проблематично. В этой связи, целесообразно активизировать работу по взаимодействию с представителями региональных профильных учебных заведений системы профобразования, Учебно-методического объединения высших учебных заведений туризма и сервиса и профильной Ассоциации учебных заведений сферы туризма и сервиса. Актуальность вопроса восстановления бытового обслуживания в сельской местности требует разработки и внедрения универсальной системы, готовой к применению в различных регионах, с учетом их специфики. Позитивными примерами решения данного вопроса на уровне государственной политики являются программы развития промышленности, торговой и торгово-производственной деятельности и бытового обслуживания в сельской местности Кыргызской Республики, а также Концепции развития Республики Беларусь, в которой, например, Министерством по налогам и сборам в связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 386 «О некоторых вопросах бытового обслуживания населения в сельской местности в 2011-2012 годах» предусматривается предоставление налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (подоходного налога с физических лиц) (далее – льготы по налогам).
     Отсутствие в Российской Федерации федерального органа, к компетенции которого было бы отнесено государственное регулирование вопросов развития бытового обслуживания, безусловно, отрицательно отражается на развитии данного сектора экономики. Однако, надо заметить, что в рамках некоторых из действующих федеральных целевых программ вопросам развития бытовых услуг всё же уделено некоторое внимание. Так, в рамках ФЦП, заказчиком которой является Минсельхоз России «Социальное развитие села до 2013 года», запланированы следующие показатели: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/151 Программа "Социальное развитие села до 2013 года"
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Государственный заказчик - координатор
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
№Наименование индикатораЕд. Изм.Всего   2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
1.Темп прироста численности сельского населения (процентов численности предыдущего года)проц -0.26-0.19-0.09-0.03-0.02-0.019
2.Введение в действие жилых домов (ввод и приобретение жилья) для граждан, проживающих в сельской местноститыс. кв. м  5715,96722.2936.6983.41018.41177.7877.66
3.Доля семей, улучшивших свои жилищные условияпроц 8.86.31386.96.56.1
4.Введение в действие жилых домов (ввод и приобретение жилья) для молодых семей и молодых специалистов на селетыс. кв. м2229,92 713.4679.5837.02
5.Обеспеченность жильем молодых семей и молодых специалистов на селе проц 9.68.311.58.17.17.17.3
6.Введение в действие жилых домов (ввод и прио