Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Среда, 15.05.2024, 08:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Календарь

«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Май » 31 » Нужна ли "халява" малому бизнесу?
11:16
Нужна ли "халява" малому бизнесу?
Глава «Малого бизнеса Москвы» считает, что льготы нужны только социально значимым предприятиям

Алексей Чеботарев
Малый бизнес в столице все-таки лишится льгот на аренду городской недвижимости. Предполагается, что низкие ставки сохранят для социально значимых предприятий – только вот московские власти пока не знают, как выделить «социально близких» из общей массы. Некоторые бизнесмены смогут выкупить помещения по новому городскому закону о льготной приватизации, а остальное, видимо, достанется частным инвесторам. «Бездомных» мелких предпринимателей приютят коворкинги – совместные офисы, которые создаются сегодня на базе отделений Государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы». Цены там ниже рыночных, но не слишком – ведь «халява вредна бизнесу». Обо всем этом, а также о тех сферах деятельности, куда стартаперам «лучше не соваться», «Эксперт Online» рассказал глава ГБУ «МБМ» Дмитрий Молчанов.
          – Дмитрий Сергеевич, департамент имущества Москвы с января в несколько раз увеличил ставку арендной платы по принадлежащим ему помещениям. Потом повышение отложили до октября. Но как подобные меры сочетаются с декларируемым курсом поддержки малого предпринимательства?
– Основной вектор политики московского правительства в отношении малого бизнеса – чтобы как можно больше людей создавали свои предприятия, а существующие бизнесы развивались быстрее. У нас два главных целевых показателя – объем налоговых поступлений и количество созданных рабочих мест. Отмена льгот на аренду ударит не по реальному бизнесу, а по тем «предпринимателям», которые вместо того, чтобы развиваться, «зарабатывали» за счет городских льгот, сдавая свои помещения или их часть в субаренду. Или не сдавали, но и прибыль не пытались увеличивать. Халява вредна бизнесу.
          Вот, представьте, рядом две аптеки. Одна арендует помещение по коммерческой ставке, 15 тыс. рублей за метр, другая – по льготной ставке, 1800 рублей. О чем говорит такая разница? Только о том, что город неэффективно использует свою собственность, что город – идиот. Ведь вы знаете, что город нес от этих ничем не оправданных льгот серьезные убытки – 23 млрд рублей в год. Льготы ведь получал и совсем не малый бизнес, и в том числе финансовые организации – банки, ломбарды…
– Есть и другие данные: около трети льготных арендаторов занимают помещения площадью до 300 кв. м, оказывают образовательные и медицинские услуги.
– Да, есть множество предпринимателей, для которых увеличение аренды делает невозможным социальный бизнес. Но у нас 4,5 млн кв. м сдается в аренду. Кто и как определит, кому давать льготы, а кому не давать? Ведь существовавший ранее принцип распределения льготной аренды был порочным изначально – все делалось по знакомству. Возник даже рынок продажи прав льготной аренды, стоила она сотни тысяч долларов. Фактически правительство Москвы создало этот рынок. Поэтому решение об отмене льгот было абсолютно правильным.
Есть ведь механизм поддержки социального бизнеса. Вот, скажем, баня. Вместо льгот по аренде предприниматель может получить бюджетную субсидию – за каждого бесплатно или дешево помытого пенсионера. И все довольны, и бюджет в порядке.
– История с отменой льготной аренды в Москве чем-то похожа на федеральные страсти вокруг страховых взносов. Напомню – власти повысили их, а в результате число индивидуальных предпринимателей, в том числе и в Москве, сильно сократилось. Потом президент пообещал платежи снизить…
– Нет, это совершенно другая история. Здесь тоже последовательная политика – политика сохранения социальных гарантий, но вот мера преждевременная. Прежде чем увеличивать платежи, надо, чтобы бизнес развился, да и систему стоило бы применять более гибкую. А так получается, что цель – увеличить собираемость страховых платежей – не достигнута, малый и микробизнес уходят в тень.
– Столичная дума уже давно обсуждает порядок выкупа предприятиями арендуемых помещений. Но весной работа над документом оживилась. Кроме того, размер площади коммерческой недвижимости увеличен до 1 тыс. кв. м – ранее был возможен выкуп только 300 кв. м. Активизация работы над законом о льготной приватизации никак не связана с отменой льготной аренды?
– Это реализация положений федерального закона (ФЗ №159 «О льготной приватизации муниципального и государственного имущества». – Прим. «Эксперта Online»), который в Москве просто не работал. Никакой московской специфики или каких-то поспешных инициатив городских властей тут нет. Однако определение порядка льготной приватизации, безусловно, поможет упразднить льготную аренду. Потому что сначала, когда аренду отменили в январе, получилось так, что мы людям выбора не дали – только плати новую цену или съезжай. А так бывший льготный арендатор сможет выкупить свое помещение по ставкам ниже рыночных. Поэтому – правильно сделали, что отложили упразднение льготной аренды, пусть сначала заработает этот «компенсационный механизм». Но это только путь выхода из ситуации, созданной прежней московской администрацией. Наш главный метод решения проблемы помещений для малого и микробизнеса другой – это коворкинги.
– Как вы переводите это слово на русский?
– Офисы для совместной работы. Мы запустили коворкинги в Восточном административном округе Москвы, в нескольких минутах ходьбы от станции «Первомайская», и в Нагатино, на юге столицы. Фиксированное место на Первомайской сегодня стоит 5500 тыс. рублей (шкаф, доступ в интернет, секретарские функции и общий городской телефон) и 5000 без собственного шкафчика. В коворкинге ЦДП цены будут несколько выше. Спрос уже есть, причем хороший – центры и в Нагатино, и на Первомайской уже практически заполнены. Это означает, что рынок не насыщен, коммерческих коворкингов слишком мало. В Москве серьезный дефицит качественных недорогих офисных площадей, стоимость аренды очень высока, в разы выше той, что предлагаем мы. Поэтому мы и в рекламу пока не вкладываемся. По двум открытым коворкингам мы планируем, что деньги, вложенные в ремонт, вернутся уже через полтора года.
Сеть будем развивать, через два года практически в каждом округе будет свой коворкинг. В том числе и в Новой Москве. Мы видим большой интерес со стороны предпринимателей: ведь они не только получают доступные по цене и хорошо оборудованные помещения, но и попадают в сообщества единомышленников. И, что не менее важно, наши коворкинги размещаются в территориальных подразделениях агентства «Малый бизнес Москвы», то есть все наши сервисы доступны резидентам на месте. Это и юридические консультации, помощь во взаимодействии с городскими властями, лекции и семинары. Я вижу свою задачу в том, чтобы все наши услуги оказывались на качественном уровне и были действительно доступны и востребованы предпринимателями, а условия их предоставления были простыми и понятными.
– Огласите весь список этих услуг, пожалуйста.
– Обучение предпринимателей на курсах разного уровня – от «Начни свое дело» до маркетинга, бизнес-планирования, менеджмента и других очень серьезных предметов. В этом году мы подготовим 10 тыс. человек. Есть президентская программа – Mini-MBA, по которой ежегодно 350 человек получают качественное образование (в том числе зарубежные стажировки) за треть стоимости (остальное оплачивается из федерального и городского бюджетов). По отзывам слушателей – очень сильная программа. Бесплатные юридические консультации – по совершенно разным вопросам, от подготовки документов на регистрацию ООО до анализа очень сложных договоров с контрагентами. Мы поддерживаем наших экспортеров, организуем предпринимателям поездки за рубеж, где они находят покупателей своей продукции. Глобальный листинг, перевод каталогов на иностранные языки, помощь в решении таможенных вопросов – это тоже часть пакета услуг для экспортеров. У нас начал работу единый центр госзаказа – здесь можно получить бесплатные консультации по всем связанным с госзаказами вопросам. Менторская программа – есть наш экспертный совет, который помогает стартапам. А также субсидия для начинающих предприятий малого бизнеса – до 500 тыс., и компенсация процентной ставки по кредитам и лизингу – до 5 млн рублей.

– А кто получает ваши льготы? Как вы отбираете кандидатов?

– Что касается образовательных и консультационных программ – там кто первый обратился, тот и получает. Что касается субсидий, то здесь, конечно, есть четкие критерии отбора. Мы поддерживаем только зарегистрированные в Москве предприятия малого бизнеса, более 75% которых принадлежат физическим лицам. Это чтобы не финансировать «дочки» крупных холдингов. Претендент на субсидию в своей заявке должен подробно рассказать, чем занимается, какая у него выручка. Приоритет у того, кто вложил своих денег больше, чем просит. Мы стараемся поддерживать начинающих бизнесменов – тех, предприятиям которых меньше двух лет, – однако смотрим, насколько прибыльный у него бизнес. Или – как скоро он может стать прибыльным.

Есть и отраслевые приоритеты – предприятия торговли, например, получают субсидию в последнюю очередь. Механизм принятия решений абсолютно прозрачен – субсидии распределяет комиссия, заседания которой транслируются в интернете.
– А есть какие-то городские приоритеты? Скажем, вам сообщают, что столице нужно больше точек общественного питания, и вы начинаете субсидировать именно такие предприятия…
– Интерес города – в создании новых рабочих мест, чтобы на территории Москвы организовывались высокотехнологичые экологически чистые производства либо переоборудовались старые производства. Интерес в том, чтобы были компании, предоставляющие москвичам полезные, удобные и качественные сервисы. Вот вам и приоритеты.

– Как бывший бизнесмен – какие отрасли вы считаете самыми перспективными для столичного малого бизнеса?

– Я не бывший, а действующий бизнесмен, поскольку, хотя и являюсь управляющим ГБУ «МБМ», не состою на государственной службе. Занимаюсь инвестициями в недвижимость.
Что же касается перспективных сфер – их в столице так много! Даже наш рынок, рынок инвестиций в московскую недвижимость, имеет очень большой потенциал развития – правда, «входной билет» сюда достаточно дорогой для начинающих предпринимателей. Пожалуй, легче сказать, на какие рынки лучше не соваться. Это банковское дело, страховой бизнес, розничная торговля. Кроме этих рынков, создавать в Москве стартапы можно какие угодно! И каждый бизнес может стать успешным.
 
Просмотров: 473 | Добавил: Михаил2597 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: