Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Вторник, 14.05.2024, 16:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Ноябрь » 12 » Малый бизнес столицы. Проблемы и решения
15:46
Малый бизнес столицы. Проблемы и решения
Московский Комсомолец № 26085 от 6 ноября 2012 г.,
 
Отказ взаимодействовать с предпринимателями может спровоцировать социальный взрыв Считается, что одна из главных бед России — это коррупция.
       Так вот, это не совсем так. Во взятках, распилах и откатах есть своя, пусть и зловещая, логика. За мзду бюрократы готовы посодействовать гражданину в решении его проблем или хотя бы ему не мешать. Гораздо страшнее другая ситуация — когда по непонятным причинам чиновники бездействуют. Все усилия пытающихся обойти препоны натыкаются на стену, попрочнее чем Великая Китайская. Призывы к законам, решениям других организаций, наконец, здравому смыслу — все почему-то остается без ответа.
        Вот уже не один год арендаторы ларьков в подземных переходах добиваются от «Гормоста» и «Московского метрополитена» одного — продлить им договоры аренды. Законы на их стороне. Столичные власти на их стороне. Прокуратура на их стороне. Простые продавцы из ларьков и палаток, охранники, покупатели товаров — тем более на их стороне. На стороне «Гормоста» и «Московского метрополитена» только право эти договоры продлевать. И своим правом они «не видят причин» . И ладно бы речь шла о полном запрете торговли в переходах. Нет, никто не принимал такого решения.
          Напротив, столичные власти всячески отстаивают цивилизованный подход к цивилизованному мелкому бизнесу и выражают готовность оказать ему поддержку. В 2010 году в Москве начали реорганизовывать сферу мелкорозничной торговли.
              С наземными ларьками и торговыми палатками в целом разобрались — что-то снесли, что-то переместили, заменили старые ларьки и киоски на новые, предложили воспользоваться новой схемой размещения торговых точек. А вот с подземными киосками случилось непонятное. Казалось бы, если они не запрещены — то пусть работают на здоровье. Тем более что подземные торговые точки в отличие от надземных грязь не разводили, людям на остановках не мешали, машинам путь не перегораживали.
        Со своей стороны, предприниматели были всегда готовы к диалогу с властями. С весны 2011 года им начали продлевать договоры до конца 2012 года. За это время был разработан документ «Основные направления городской политики в области развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в подуличном пространстве». Решениями Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы от 29 декабря 2011 года и от 24 мая 2012 года ГУП «Московский метрополитен» и ГБУ «Гормост» поручено переоформить договоры аренды и договоры на право осуществления коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством и разработанной концепцией. Согласно этим решениям, все договоры, действовавшие по состоянию на 31 декабря 2011 года, если срок их окончания наступает ранее 1 июля 2015 года, продлеваются до 1 июля 2015 года. И еще немного скучных юридических подробностей.
         На основании все того же решения Межведомственной комиссии от 24 мая и ГБУ «Гормост», и ГУП «Московский метрополитен» предписано принять к исполнению положения «Основных направлений», не требующих принятия нормативных правовых актов для их реализации. Почему мы цитируем эти документы столь подробно? Да потому, что и ГБУ «Гормост», и ГУП «Московский метрополитен» повели себя по меньшей мере странно. Ничего выполнять не стали, ни летом, ни осенью.
        Не только предприниматели пытаются докричаться до функционеров. Следуют разъяснения из Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. В них, в частности, говорится, что «если договоры аренды заключены до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, то в соответствии со статьей 53 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 года разрешается заключение договоров аренды на новый срок без проведения конкурсов или аукционов». В связи с этим Департамент рекомендует «Гормосту» «пересмотреть пролонгацию договорных отношений с субъектами малого или среднего предпринимательства». Прокуратура (!) Московского метрополитена направляет начальнику Московского метрополитена «Представление об устранении нарушений закона». Процитируем его: «Установлено, что в 2009 году ГУП «Московский метрополитен» продлил ряду организаций срок действия договора аренды… а иным организациям, обратившимся с просьбой продлить действующие аналогичные договора так же и на срок до 2015 года, отказано. Вышеуказанный факт свидетельствует о нарушении требований Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», ущемляет права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым договора не продлены».
          Указаны и другие нарушения. Прокуратура требует от метрополитена принять меры к устранению выявленных нарушений, привести в соответствие с законом договора, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства. Свою поддержку решениям межведомственной комиссии высказывает также ФАС (как московский, так и федеральный).
            Предприниматели пишут письма и запросы, обращаются к мэру Москвы Сергею Собянину. Но в ответ от «Гормоста» получают очередные отказы. При этом «Гормост» на письменное обращение одного из арендаторов отвечает, что «решение МВК не является основанием для перезаключения договора», а «Московский метрополитен» — необходимо принятие дополнительных нормативных актов.
          Предприниматели снова потрясают перед ними решениями столичных властей, мнением ФАС, предписанием прокуратуры — мол, по всем законам мы правы. Ответственные лица из двух организаций почему-то снова не реагируют. И главное, не понятно, кто эти безымянные герои, работающие, прямо скажем, на отрицательный имидж Москвы как города, удобного для жизни? Настроения в столице непростые.
         Грандиозные реформы, затеянные руководством города, далеко не у всех вызывают понимание. Сам мэр Москвы признает, что приходится принимать непопулярные решения. Но одно дело — жесткие меры, которые приведут к общему благу, а другое — игнорирование вполне разумных и удобных всем решений. 2012 год на исходе. Менее чем через два месяца свыше полутора тысяч точек в Москве могут быть вынуждены свернуть свою работу, и в таком случае несколько тысяч людей могут остаться без средств к существованию. От чиновников требуется только оформить уже принятые решения и позволить предпринимателям работать дальше. Они этого почему-то не делают. Почему?
 
Малый бизнес одной рукой гладят, другой — погоняют
 
   Московский Комсомолец № 26090 от 12 ноября 2012 г.,
 
Палатки в переходах оказались под угрозой сноса На фоне разговоров властей о стремлении улучшить инвестиционный климат в России из малых предпринимателей продолжают выжимать последние соки. На сей раз под ударом оказались владельцы торговых помещений в так называемом «подуличном пространстве», проще говоря, палаток в переходах. Никто из них не может быть уверенным наверняка, будет ли существовать источник его заработка завтра.
          Правовая коллизия Проблемы у владельцев нестационарных объектов начались еще в 2008 году, с принятием поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции». Изменения, в том числе, гласили, что арендовать несколько квадратных метров земли в переходе, напрямую договорившись с арендодателем, больше нельзя. Нужно выигрывать конкурс. Эти же изменения, кроме того, предполагали, что для малого бизнеса, который уже много лет работает на «насиженных» местах, должны быть введены преференции в виде переходного периода. Арендовать свое место они могут продолжать и без участия в конкурсе до 1 июля 2015 года.
             И все было ничего, пока московские власти не объявили тотальную борьбу за эстетический вид улиц столицы. Тогда в спешке было выпущено широко известное в кругах киоскеров постановление столичного правительства №26-ПП, которое в одночасье изменило всю устоявшуюся систему взаимоотношений мэрии и арендаторов. Последствия принятия документа обрушились ураганом на всех многострадальных представителей малой наземной торговли. Драматические сцены повсеместного сноса палаток свежи в памяти москвичей до сих пор. Иначе сложилась ситуация с палатками, находящимися в подземных переходах. Для них вступление в силу постановления стало бомбой замедленного действия. Дело в том, что законодатели то ли забыли, то ли поленились прописать четкие правила существования и для них, обмолвившись лишь, что размещение их киосков производится «на основании договора аренды и иных договоров в соответствии с гражданским законодательством». Такая вольная трактовка закона обернулась весьма неприятным для предпринимателей положением. Ни один из них не может быть уверенным, что его бизнес не разнесут в щепки по воле власть имущих без суда и следствия.
Властные горизонтали
      С юридической точки зрения, бетонный пол, который арендуют владельцы киосков, является как раз «частями сооружений», на которые правила постановления распространяются весьма расплывчато. Сооружения эти находятся в собственности города Москвы (городского правительства). А на правах хозяйственного ведения и оперативного управления ими управляют ГУП «Московский Метрополитен» и ГБУ «Гормост». И со временем с арендой пола стали возникать все большие проблемы. Ныне действующие договоры аренды были заключены еще в начале 2011 года.
           Тогда был разработан документ «Основные направления городской политики в области развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в подуличном пространстве». И в соответствии с «направлениями» Межведомственная комиссия (МВК) по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы 29 декабря 2011 года и 24 мая 2012 года поручила договоры продлить до 2015 года: если киоски платят налоги и содержат переходы в хорошем состоянии, зачем их сносить. Но между владельцем и управляющими переходами тут возникло непонимание. Продление договоров с тех пор так и не состоялось.
         На каждом ларьке или киоске в подземном переходе до сих пор можно увидеть цветные листки бумаги. Это «разрешения на право осуществления коммерческой деятельности» и «разрешения на право размещение объекта торговли». Документы эти так же были упразднены 26-м постановлением московского правительства. Однако арендаторы раз в три месяца их получают, отстаивая очереди и принося с собой полный пакет документов, — рассказывают в Ассоциации организаций «Арендаторы подземных пешеходных переходов». «Есть желание собственника, города Москвы, но почему-то «Московский метрополитен» и «Гормост» не принимают соответствующих решений, ссылаясь на указания подразделений, которым они подчиняются. Чья должна быть воля, чтобы договора были продлены? Нам не очень понятно, нужен ли властям малый бизнес или нет? Ведь сейчас встает вопрос о существовании этого бизнеса в целом. Ведь малая розничная торговля — один из самых больших его сегментов. А в последние 10 лет его неукоснительно сводят на нет.
          Стоит лишь взглянуть на последние данные на легально действовавшие объект, которые были ликвидированы», — говорил один из руководителей ассоциации во время проведения Круглого стола. В московском правительстве ситуацию действительно требуют исправить. За предпринимателей вступаются Департамент торговли и услуг и Департамент ЖКХ Москвы. Однако «Московский Метрополитен» и «Гормост» ссылаются в ответах на Департамент имущества, которому сами непосредственно подчиняются. И пишут ответы, вроде «решение МВК не является основанием для перезаключения договора».
           Возникает ощущение, что чиновники с разных этажей не могут между собой договориться. Не повлияли на титульных управленцев ни наставления федеральной, ни местной антимонопольной службы, ни прокуратуры. Лукавство во спасение На прошлой неделе в Московской Торгово-промышленной палате состоялся Круглый стол, на который пришли как представители многострадальных подземных киосков, так и представители ГУП «Московский Метрополитен» и ГБУ «Гормост». Последние нашли новый оригинальный ход. Договоры аренды перезаключать не надо.
         Ведь большинство из них истекли, и по Гражданскому кодексу они таким образом автоматически переводятся в разряд бессрочных. Представители обоих структур настолько уверенно говорили об этом, что, казалось, убедили всех присутствующих разгневанный предпринимателей, что их будущему ничего не грозит, и сносить киоски в ближайшее время никто не собирается. Однако в зале нашлись «подкованные» юристы и на стороне киоскеров. Они обратили внимание, что бессрочный договор любая из сторон может расторгнуть без объяснения причин, лишь уведомив за три месяца своего партнера.
           Cледует вывод, что для того чтобы прийти и закрыть киоск, оставив без заработка и его владельцев, и весь обслуживающий персонал (продавцов, уборщиков, охранников и так далее), нужно лишь предупредить их об этом за три месяца. А если те будут сопротивляться, то возможно похитрить с разрешениями и ускорить процесс. Таким образом, представители малого бизнеса получили очередной лукавый ответ: вроде, не ложь, но и ни слова по существу, которые бы успокоили предпринимателей.
          В итоге, Сергей Иванов, начальник отдела имущественно-земельных отношений и инвестиций «Московского Метрополитена», сообщил: «Мы вынуждены продлевать (договоры. — «МК») на тот срок, на который в состоянии продлить. Если бы были четкие правила игры, мы бы оформили документы. Никто не намерен выгонять (представителей малого бизнеса. — «МК»), но должны быть правила игры, которые устроят бизнес, город и нас», что, пожалуй, характеризует позицию обоих управляющих переходами.
              Под четкими правилами игры, полагаю, понимается точно прописанная формулировка закона. В частности, того самого постановления московского правительства №26. Так что же получается, г-н Иванов сам себе противоречит? Что дальше «Четкие правила» прописывать собираются. В тот же день, когда проходил Круглый стол, Департамент торговли и услуг опубликовал концепцию изменений в злосчастное постановление. «Стоит задача выстроить единую торговую политику, — говорит Никита Кузнецов, заместитель руководителя департамента. — Пожалуй, самое важное — в форме закона будут приняты постановления МВК, которые обяжут продлить договоры аренды как минимум до 2015 года.» Кроме того, вся мелкорозничная торговля будет осуществлять свою деятельность по отдельным правилам и стандартам, будет введена спецификация торговых объектов: в переходах должны продаваться товары, сопутствующие поездке. Еще один пункт — будет подниматься арендная плата. Жаркие споры по поводу этого пункта заняли чуть ли не половину Круглого стола, посвященного юридическим вопросам.
             И это тема для отдельного материала. А тем временем неизвестно, как долго будет обсуждаться новая концепция и сколько еще людей могут лишиться своего бизнеса. Так что неудивительно было наблюдать, как по ходу Круглого стола прибывало все больше людей в футболках с надписью «Скорбим по малому бизнесу».
Просмотров: 504 | Добавил: Михаил | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: