Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
13:36 Энергоаудит и энергоэффективность. | ||
Государство
взялось за реформу программы по энергоэффективности: вчера правительство
утвердило широкомасштабный план мероприятий по совершенствованию системы
регулирования в отрасли. Эксперты называют предлагаемый план «работой над
ошибками», так как итоги реализации закона об энергосбережении, принятого в
2009 году, были во многом неутешительными. План правительства по совершенствованию госрегулирования в области энергосбережения в РФ, опубликованный вчера, вносит существенные изменения в нормативно-правовую базу в области энергоэффективности. Комплекс мер был разработан на основе рекомендаций более 750 экспертов форума «Технологии энергоэффективности-2012», прошедшего в Екатеринбурге еще в апреле, которые в конце августа были разосланы в Минрегион, Минэнерго и Российское энергетическое агентство (письма есть в распоряжении "Ъ”). «План правительства, опубликованный вчера, во многом написан на основе нашей екатеринбургской резолюции. Можно сказать, что впервые в жизни правительство откликнулось, сделав шаг навстречу регионам»,— заявил "Ъ” эксперт Московского энергетического института Евгений Гашо. По словам исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) Игоря Башмакова, существенную роль в формировании нового подхода к энергоэффективности сыграло и исследование ЦЭНЭФ, сравнивающее политику в области энергосбережения в РФ с другими странами, опубликованное несколько недель назад. Напомним, что закон об энергоэффективности, принятый в ноябре
2009 года с целью снизить энергоемкость ВВП России на 40% к 2020 году (по
сравнению с уровнем 2007 года), а также принятые к нему впоследствии
разъяснения и подзаконные акты, предписывали целый ряд мер по внедрению энергоэффективной
политики в стране. Главным приоритетом текущего законодательства до настоящего
времени был бюджетный сектор — так, в частности, до конца 2012 года всем
бюджетным организациям было предписано проведение энергоаудитов и оформление
энергопаспортов. Кроме того, закон предписывал и конкретные цели по снижению
потребления энергии в бюджетном секторе, а также разработку и реализацию
региональных программ энергосбережения. На практике, однако, реализация законодательных мер столкнулась
с трудностями. Игорь Башмаков поясняет, что «ряд положений закона не стал
работать, как ожидалось». По данным господина Гашо, около половины бюджетных
учреждений могут не справиться со сроками проведения энергоаудитов и оформления
энергопаспортов (см. "Ъ-Онлайн”). «Сейчас энергопаспорта часто
делают поверхностно, иногда даже "по фотографии” здания, притом что бюджетному
учреждению обходится это в 30–100 тыс. рублей и не предусматривает
комплекса мер повышения энергоэффективности»,— говорит господин Башмаков.
«Энергоаудит превратился, по сути, из средства, в самоцель»,— считает он. Проблемы с реализацией закона возникли и в области региональных
программ энергоэффективности, освоения федеральных субсидий на их реализацию, а
также профессиональности саморегулируемых организаций энергоаудита
(см. "Ъ” от 27 апреля). Впрочем, по оценкам Игоря Башмакова, ряд
достижений за годы действия закона все-таки можно отметить — так, удельный
расход энергии в бюджетном секторе с 2007 года снизился на 14%, а в секторе ЖКХ
— на 4,5%. Предлагаемые правительством меры (срок реализации которых от
декабря 2012 года до июля 2013 года) пытаются решить большую часть этих
проблем, представляя собой своеобразную работу над ошибками в области
энергоэффективного законодательства, полагают опрошенные "Ъ” эксперты.
Так, пакет мер предлагает заменить обязательные энергопаспорта
энергодекларациями, дополнив их, правда, обязательным списком мер по
энергоэффективности. Еще одно нововведение — реформа системы госгарантий
регионам и организациям в области снижения размера минимального кредита, размер
которого в настоящее время составляет 500 млн руб., что, по мнению ряда
экспертов, доступно только для крупных энергопользователей. Предлагаемые реформы коснутся и региональных программ
энергоэффективности, уже разработанных во всех регионах РФ — многие из них, по
мнению экспертов, также были сделаны наспех, без привлечения «грамотных
специалистов», используя «индикаторы низкой квалификации», тогда как, по данным
Минэкономики, на субсидирование региональных программ энергоэффективности
выделяется около 5 млрд руб. в год. Кроме того, так как большая часть
региональных программ должна была быть разработана уже к середине 2010 года,
многие регионы брали за основу кризисный 2009 год, притом что с тех пор
макроэкономическая ситуация значительно изменилась. «Скорее всего, начиная с
2014 года регионы попросят регулярно корректировать программы
энергоэффективности, систематически их обновляя»,— считает господин Башмаков. Наконец, новый комплекс мер в области энергоэффективности уделит
большее внимание и секторам промышленности и транспорта, практически не
охваченных настоящей версией законодательства. «Почти половина потенциала
энергоэффективности у нас в транспортном секторе, а к нему пока никаких
требований прописано не было. Похожая ситуация и в промышленности, в которой за
все время действия закона также не появилось эффективных механизмов стимулирования
энергоэффективности»,— говорит представитель ЦЭНЭФ. Новые правила предполагают,
в частности, налоговые льготы для инвестиций в оборудование с высокими
показателями экологичности и энергоэффективности. Единственный вопрос сейчас —
как среагирует на данное предложение Минфин: с ними согласовать подобные меры,
оказывается, труднее всего. Также, по данным Евгения Гашо, уже в ближайшее время Минпромторг
займется разработкой показателей энергоэффективности по отраслям экономики:
предложения группы российских экспертов по этому вопросу будут представлены
министерству уже в ближайшие дни. "Ъ” будет следить за развитием событий.
| ||
|
Всего комментариев: 0 | |