Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
21:03 Давайте сравним? Есть о чем задуматься. | |||
По материалам газеты "Комсомольская правда" http://kp.ru/daily/25945.4/2889110/ Москва, понедельник, утро. Граждане, протирая глаза, заводят «железных коней». Мимо проносится колонна дорогих авто. Во главе - белая машинка, разрисованная черными пятнами «под корову», сзади нарисовано вымя и приделан хвост. Шокированные зеваки хватаются за мобильные телефоны и постят видео на YouTube. Так начался автопробег, призванный ударить по сельской бедности, депрессивным деревням, ну и по бездорожью заодно. В одной из машин ехал и корреспондент «КП». «МОСКВИЧИ В ЗООПАРК ПРИЕХАЛИ» Автопробег замутило аналитическое агентство Dairy News («Молочные
новости»), в него отправились бизнесмены: переработчики сырья, поставщики
кормов, оборудования, - а также аграрные чиновники. Россию же глубинную
горожане не знают - и они в том числе. И топ-менеджеры крупнейших
перерабатывающих компаний повесили дорогущие пиджаки на особые плечики за
водительским креслом, облачились в столь же дорогущие спортивные костюмы, и
вперед. От Ярославской до Ленинградской области, через Тверскую и Новгородскую. На скорости пронзаем Подмосковье. Здесь нет крестьян - одни дачники.
Обшитые сайдингом дома нравятся британцу Томасу Полу (он
работает в «генетическом» бизнесе - новые породы выводит). Томас думает, что
там живут фермеры. Мы не разубеждаем. В Ярославской области уже и крестьяне кое-где попадаются. Разгибают спины,
всматриваются в дорожную пыль, машут. Но вот граница Тверской. На заправке
местный тракторист зло цедит водителю грузовика: - Вот, москвичи приехали на нас смотреть, как в зоопарк. «А МОЖЕТ, МЫ ИДИОТЫ?» Глава объединения «Союзмолоко» Андрей Даниленко поехал в автопробег, чтобы
понять - «мы что-то не так делаем или мы идиоты?» Его вывод: в животноводстве
«просто нет экономики». - Затраты на производство молока выше, чем цена, за которую оно продается,
- говорит он. В самом деле, литр обходится фермеру где-то в 18 рублей, а заводы дают за
него 12 рублей, и не больше, хоть расшибись. Владельцы заводов - не вредители и
не «звери», у них свои затраты, больше платить не могут. Молоко в магазинах и
так дорого, народ берет его неохотно. Сегодня россиянин в среднем выпивает 220
литров в год, в 1990 году - 390 литров. За время автопробега я посетил с десяток фермеров, и все прямо
признавались: мы подвижники. Кто-то идейный: сознательно готов много работать,
мало зарабатывать, зато - радоваться, что твои коровы стали точкой роста на
десятки километров вокруг. А кого-то вытеснили из торговли, недвижимости,
строительства, других прибыльных секторов, и они стали животноводами поневоле.
Ради денег «коровам хвосты крутить» не пошел никто - нет там никаких денег. Вложить деньги в село и там их потерять можно массой разных способов.
Расскажу об основных, принятых в России. СТРАТЕГИЯ ПЕРВАЯ: БЕЗ КРЕДИТА Василий Финогеев, председатель колхоза «Красный маяк», первым делом ведет
меня к домикам для телят. Домики сбиты из досок. Неэстетично, зато дешево и
практично. На фабричные средств нет. В хозяйстве исповедуют подход «вытянуть
себя за волосы из болота». Здесь и раньше был колхоз, обанкротился. Финогеев,
без серьезного стартового капитала, пришел на развалины, в непролазную грязь.
Взяли землю в управление. Разобрали несколько старых коровников и из обломков
собрали один новый. Строителей набирают на стихийных биржах труда, у дорог.
Услуги прорабов дороги. Развиваются без кредитов, поэтому медленно. - А кто нам в долг даст? - говорит Финогеев. - У нас же «волосатых рук» в
банках нету. При такой стратегии, чтобы не прогореть, нужно чем-то резко выделиться от
остальных. Тут решили - качеством. Каждую корову обхаживают, словно она золотом
доится. В результате одна из крупнейших компаний России, перерабатывающих
молоко, ввела Финогеева в Совет по качеству. Честь запредельная - в совете от
силы человек 10, все «монстры» рынка. Теперь Финогеев, топ-менеджер карликового
хозяйства, будет наравне с ними решать, сколько жира, белка и микроорганизмов должно
быть в эталонном молоке. Но сама по себе эта честь проблем Финогеева не решит. Денег мало - значит,
техники нет, нужно много рук. «Много» - это аж 34 человека. Но не найдешь и
столько, окрестные села пусты. Приходится нанимать выходцев из Средней Азии.
Зарплату (она невелика - 11,5 тыс.) задерживают и им. Впрочем, «таджики»
довольны. - Когда год заканчиваешь, на круг, - гастарбайтер чертит в воздухе круг для
убедительности, - хозяин рассчитывается всегда. Жесткая экономия без смекалки все равно обернулась бы крахом. - Все знают, что окупаемость в животноводстве 12 лет, а кредиты дают на 3
года, это как? - риторически спрашивает Финогеев. СТРАТЕГИЯ ВТОРАЯ: БОРДЮРНЫЙ КАМЕНЬ И ПРОЧИЕ ИЗЛИШЕСТВА А можно не так. Взять чистое поле и с нуля забабахать там мегакомплекс.
Известная строительная фирма так и поступила - и теперь о ферме «Вощажниково»
(Ярославская область) среди специалистов легенды ходят. Зачем зодчим коровники?
Ну, чтобы были. - Шесть миллиардов закопали! - завидует фермер-сосед, причем в слово «закопали»
негатива не вкладывает. - Красиво так закопали, с душой! Если быть точным, 6,3 млрд. руб. Впрочем, по оценке самих топ-менеджеров
фермы, пока их хозяйство стоит около миллиарда. - Значит, если что, продадите! - говорю. «Топ» с сомнением качает головой: - Покупателя найти будет непросто. Пока на прибыль не выйдем. А это не
скоро. В автопробег поехали видавшие виды. Виды видали, а бордюрного камня с
асфальтом на фермах не видали. Как с машин сошли, все уставились на эти камни.
У людей в голове не укладывалось - зачем? - Заходим в коровник, желающие надевают бахилы, там может быть грязновато,
- говорит гид. Не понадобились бахилы - в коровнике хоть на пол ложись. И коровы
сосредоточенные - галстуков не хватает. Всем видом показывают - мы работаем в о-фи-се.
Даже естественной нужды при мне никто не справил. Таких ферм в Европе нет. Это не слова. 2400 голов - в Финляндии, например,
50 голов уже немаленькое хозяйство считается. Без кредита такое дело не поднять. - У нас есть контакты в ВЭБе, - говорит один из менеджеров. - Нам было
несложно написать бизнес-план, удовлетворяющий параметрам этого банка. Несмотря на то, что на ферме самые современные механизмы, людей на
такую махину нужно много - 90 человек, им платят тысяч по 20 в среднем. Руки
есть - ведь ферма рядом с поселком Борисоглебским. Ранним утром пускают автобус
и с радиуса километров 30 собирают работников. Поиски работящего мужика - это как золото мыть, на тонну пустой породы две
крупинки. Сам управляющий Максим Мельников - москвич. На выходные домой ездит.
А где найдешь современного управленца пусть даже в Борисоглебском? Чтобы таким
мегакомплексом рулить, нужно менеджерское образование, желательно западное.
Назвался груздем - полезай в Гарвард. СТРАТЕГИЯ ТРЕТЬЯ: БЕЗ ЛЮДЕЙ Иногда людей не удается найти вообще. На агрофирме «Россия» возле Углича
Ярославской области проблему решили радикально - купили за 6 млн. руб.
робота-дояра. В итоге в немаленьком хозяйстве постоянно находятся... два
человека, работа в три смены - всего шестеро, стало быть. Коровы пасутся на
лугу. Когда корове хочется, чтобы ее подоили, она идет к роботу. Но как отбить затраты? «Россия» решила позиционировать себя как
производителя экологически чистого продукта. Но пакет молока стоит в магазине
120 руб. при себестоимости 80 - 90 руб. Понятно, только элитные супермаркеты
возьмут. Но даже при таком раскладе еще неизвестно, прогорят или нет. Зависит от
объема, который сумеют продать. Но даже если фуры каждый день будут уходить в
Москву, потребуется лет 10, чтобы получить прибыль. Ну и кто в здравом уме
пойдет в такой бизнес? А девушка с простым, «крестьянским» лицом по имени Алина
пошла. У нее редкая профессия. Она коров осеменяет. - Можно я вас сфотографирую? - спросила она меня. Мы же, городские, для нее инопланетяне. А она для нас. СТРАТЕГИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: ВЫРВАТЬ ПРИБЫЛЬ У ПЕРЕКУПЩИКА Ферма «Русь» находится в Новгородской области. Места красивые, но одно дело
- картину маслом писать, другое -
масло делать. Юрий Александров именно так и поступил. Вырвал у переработчиков и
магазинов деньги. Купил оборудование, сам изготавливает сыр, масло, молоко в
пакеты разливает. Сам продает. В итоге у «Руси» всегда есть «живые» деньги. С
прибылью, конечно, все равно швах, но хоть в карманах копеечки позвякивают. Он тоже будет покупать робота. И тоже потому, что некому работать. Да и
людей жалко. В 4 утра работники уже в коровниках, в 11 вечера еще там. Еле
дотащили ноги до дома - короткий сон - и снова завертелось, ни праздников, ни
выходных. Так жить нельзя, говорит Александров. Люди-то и спиваются в том числе
из-за непосильного труда. За первую пьянку Александров штрафует проказника на 2
тыс. руб., деньги идут в фонд, из которого финансируют новогодний корпоратив.
За вторую - выгоняет. И пусть после этого мучительные поиски, кем заменить.
Пьяница - не работник. Фермер понимает: репрессиями людей не переделаешь. По ферме развешаны
цитаты из Святого Писания. Денег нет, а храм местный понемногу восстанавливают.
Идеология обязывает. СЧАСТЬЕ - ШТУКА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ Четыре фермы, четыре стратегии: ставка на свои силы, и все способы
провальные. Как ни изощряйся, лишь через 10 лет, может быть, выйдешь в
прибыль. А может, и не выйдешь. Животноводство убыточно в принципе, во всех странах мира, говорит глава
«Союзмолока» Андрей Даниленко. Но без него нельзя. - Именно животноводство генерирует больше всего рабочих мест. Так что для
западных стран поддержка села - это прежде всего поддержка сельского образа
жизни, - резюмирует Даниленко. Сравнивать систему поддержки АПК в России и на Западе - лишний раз
расстраиваться. А насколько поддержка - важная штука, можно убедиться воочию.
Из четырех областей, по которым шел автопробег, больше всего поддержки - в
Ярославской области. - В Тверской, я думаю, и половины тех механизмов нет, что у нас, - говорит
Максим Мельников из «Вощажниково». В самом деле, пересекаешь границу... и все меняется. В Ярославской тут и
там - согнутые фигуры людей, копающихся в земле. В Тверской только в мусорных
кучах копаются. Но везде - в Твери или в Ярославле - фермеры не понимают, почему
государство дает деньги не им, а накачивает средствами банки. Ведь основной
способ поддержать крестьянина в России - субсидировать часть процентной ставки
кредита. И последнее. Крестьян подкашивает дороговизна строительных материалов,
услуг строителей, электричества, газа. И если про энергоресурсы разговор
отдельный, со строителями такая история. - Вот заходит строительная компания с дешевыми материалами и услугами в
регион, - рассказывает один из фермеров. - А тут местные держат монополию. И
начинаются разборки. А вот что рассказывает представитель инвестиционной компании - назовем его
Игорь - про практику, принятую в Тверской области. - Зашли с проектом, коровник на тысячу голов, 60 новых рабочих мест. Глава
района говорит: «Хорошо, только еще 80% от цены проекта нам на стол положи».
Оказалось, «нам» - это местной верхушке, не бандитам, заметьте. Я сам с
Урала, регион бандитский, так вот, у нас такого нет уже лет 10. ... - Тут хорошо, - говорит Анастасия, работница агрофирмы «Скопа» в
Тверской области, и обводит руками окрестности. - Тут есть работа. Какая-то
зарплата. Меня и семью поселили в коттедже, дочка ходит в школу. Я с Алтая. Там
нет ни работы, ни жилья. Я рада, что нашла это место. Все относительно. И разруха тоже. Мы, участники автопробега, посетили
места, которые показались нам пустыней. Но это - нам.
МНЕНИЕ Андрей ДАНИЛЕНКО, глава объединения «Союзмолоко», комментирует стереотипы
горожан о селе: Миф 1 - сельское хозяйство России разрушено Это миф, конечно. За последние 7 лет построены новые комплексы,
реконструированы производства, идет модернизация. Но, конечно, еще нужно
сделать очень многое. Миф 2 - в деревне все пьют Тут деревня ничем не отличается от города. Если есть работа, то никакого
пьянства нет. Миф 3 - из деревни все сбежали Современные технологии позволяют получать больше продукта с меньшими
затратами труда. Поэтому миграция в города идет и будет идти. Однако в
некоторых регионах есть и обратный процесс. Горожане едут в деревню, потому что
местные власти и предприниматели создают молодым семьям лучшие, нежели в
городе, условия для жизни и работы. Миф 4 - государство кидает в село колоссальные средства, и все не
впрок Мы имеем колоссальные темпы роста по птице, свинине, есть успехи в овощеводстве,
даже в молочном животноводстве. Ничего бы этого не было без господдержки.
Конечно, сидя в городе, можно так рассуждать, но если проехать по хозяйствам,
увидишь, как это работает. Правда, господдержке нужна более тонкая настройка -
чтобы помощь была эффективнее. Миф 5 - ВТО погубит крестьянина Если государство обратит на село такое же внимание, какое обращают наши
основные конкуренты, то этого не случится. В противном случае, увы, такой риск
есть. КОММЕНТАРИЙ Михаил МИЩЕНКО, руководитель агентства Dairy News, организатор пробега:
«Кое-где нет не только рабочих рук, но и просто жителей» Автопробег заставил нас посмотреть на многое иначе. Мы увидели много
крепких хозяйств. Там - инновации, деньги вкладывают, животных холят-лелеют,
создают рабочие места. Но на район приходится максимум одно такое хозяйство.
Между ними, как оазисами в пустыне, десятки километров, и это именно пустыня.
Мы были поражены тем, что во многих местах нет не то что рабочих рук, а даже
местных жителей, и самым жестким примером может служить Тверская область.
Работать в таком окружении могут только энтузиасты, да еще и фактически без
господдержки. Животноводство от иностранных конкурентов не защищено вообще.
Отсюда и разруха. | |||
|
Всего комментариев: 0 | |