Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Вторник, 21.05.2024, 00:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Статьи » Периодика

Социальная ориентация государства. Поиск решений.
Самая выгодная инвестиция - в социальную справедливость
  депутат Госдумы 6 созыва Елена Леонидовна Николаева

В начале 90-х нам обещали новую жизнь: свободную экономику, забитые магазинные полки, реальную демократию, настоящие права и свободы. Попробовав на вкус батончик «Баунти», советские люди решили, что райское наслаждение уже где-то очень-очень близко. Вместо этого, как мы помним, была шоковая терапия, спорная приватизация, бесспорная инфляция, зарплаты туалетной бумагой, пенсии с полугодовой задержкой, кровь на малиновых пиджаках, МММ, Чечня и еще много чего интересного…
Для полутора сотен миллионов россиян надежда на лучшее обернулась кошмаром. Пытаясь выжить, все как будто сошли с ума: учителя торговали китайскими тапками, спортсмены возглавляли ОПГ, ветераны рылись в помойках, больные в предынфарктном состоянии сами себя везли в больницу – бензина на станциях «скорой помощи» не хватало. По сути, вся социальная система огромного государства тогда существовала не благодаря, а вопреки.
В 2000-х страна начала приходить в себя, мы прожили десять лет в относительной стабильности – политической и финансовой.
Сегодня у государства есть средства на развитие социальной политики. На «социалку» тратятся огромные суммы, но граждане – получатели государственных соцуслуг – почти не ощущают позитивных перемен.
Конечно, существенную роль здесь играет коррупция, но истинная причина плохой отдачи государственной социальной политики в том, что она просто устарела.
Несколько лет назад мы предложили термин «социальная модернизация», в который вложили весь диапазон слагаемых социального развития страны. Государственная социальная политика, безусловно, является базовым элементом социальной модернизации и должна соответствовать современным реалиям. Подробнее об этом я писала в предыдущем посте.
В своей «социальной» статье, опубликованной накануне, Путин признал, что нынешняя социальная политика далека от реальности. В этом ее основной изъян. Распределительный принцип «социалки» унаследован нами со времен аналогичного принципа в экономике. Но народ перестал быть однородной массой с одинаковыми материальными возможностями и социальными нуждами; у нас появился и мощный частный рынок социальных услуг. Вот почему подход «всем сестрам по серьгам» больше не работает.
Высокие стандарты потребления, на которые теперь ориентированы россияне, предполагают и личную ответственность каждого гражданина за свое социальное благополучие. Поэтому разговор о социальной защите населения вышел из русла помощи незащищенным слоям населения. Сегодня необходимо уделять серьезное внимание личностному и профессиональному развитию граждан. Проще говоря, больным, пожилым и детям государство готово помогать по объективным причинам, здоровые и сильные, в свою очередь, обязаны вкладывать в свое благополучие и помогать слабым. Это и есть принцип социальной справедливости, по которому живет весь развитый мир.
Беда в том, что сильных и успешных в современной России гораздо меньше, нежели слабых и невезучих. Изменить это соотношение и призвана модернизированная социальная политика. Постоянное повышение квалификации и роста производительности труда, а также стимулирование предпринимательской деятельности – вот главные инструменты увеличения доходов трудоспособных россиян. Путин, кстати, довольно мягко пытается донести эту мысль, ведь это довольно суровые тезисы для предвыборной программы. Куда популярнее было бы наобещать с три короба.
Надо отдать должное премьеру за то, что в его программных статьях нет популизма (если кто заметил – пишите в комментах, аргументируйте). Взять хотя бы проблему оплаты труда бюджетников. Путин в лоб говорит о том, что он против механического увеличения зарплат, а предлагает соотносить их с квалификацией работника и формировать за счет стимулирующих надбавок и доплат. Стимулом к профессиональному росту для представителей рабочих специальностей должен стать не только финансовый, но и карьерный рост.
Россия представляет собой типичное развитое общество со всеми вытекающими «плюсами» и «минусами». Один из главных недостатков – низкий уровень воспроизводства населения. Изменившиеся представления о благополучии, возросшие социальные запросы и удорожание жизни заставляют россиян откладывать прибавление в семье «на потом». В последние годы нам удалось выбраться из демографического пике, но чтобы выйти на уровень устойчивого роста коренного населения, нужно искоренить такую проблему, как семейная бедность. В качестве очередного шага Путин предложил ежемесячное пособие при рождении третьего ребенка в размере детского прожиточного минимума до достижения ребенком трехлетнего возраста. По сути, в этом нет ничего нового, ведь «детские» пособия существуют и сегодня, но мы прекрасно знаем, что на эти деньги даже подгузники не купишь.
Существенная доля социальных расходов государства приходится на здравоохранение. Причем, серьезной доли расходов можно избежать, если мы повысим качество ранней диагностики заболеваний и повысим ответственность россиян по отношению к своему здоровью. Примерно миллион россиян ежегодно умирает от причин, связанных с употреблением алкоголя и табака. Без преувеличения это бич современной России. К решительной борьбе с вредными привычками государство подтолкнул не только дефицит бюджета, но и международные обязательства. Слава Богу, стали приниматься меры, существенно ограничивающие потребление табака и алкогольных напитков. Любителей выпить и покурить уже совсем скоро ждут нелегкие времена.
Перемены назрели давно, ведь мы докатились до массового детского алкоголизма. Общественность уже много лет бьет тревогу, требуя принятия специальных мер, и, наконец, склонила на свою сторону государство.
Насущная проблема каждого россиянина – жилье. Три главных врага доступного жилья – монополизм, коррупция, завышенные цены на стройматериалы. Если государство действительно предпримет меры против этих бед, то снижения стоимости в масштабах, названных премьером, достичь вполне реально. Тогда станет реальным и массовое строительство жилья эконом-класса, а также будет развиваться рынок арендного жилья и социального найма. Отмечу, что ежемесячная плата за проживание в арендном жилье должна быть доступна каждой российской семье, а в особых случаях субсидироваться государством.
В разделе статьи, посвященном проблемам ЖКХ, Путин предлагает ввести понятие социального минимума потребления коммунальных услуг. В экспертной среде существуют разные мнения по поводу данной идеи. На мой взгляд, социальный минимум потребления действительно способен облегчить жизнь миллионов россиян, поскольку в пределах социальной нормы государство будет сдерживать рост тарифов на минимальном уровне. Кроме того, это простимулирует потребителей к более бережному расходованию ресурсов, а также к установке приборов учета – не только индивидуальных, но и домовых, что приведет, в свою очередь, к снижению расходов на оплату услуг ЖКХ. ТСЖ и управляющие компании, а также поставщиков коммунальных услуг это тоже простимулирует задуматься о повышении эффективности собственной деятельности за счет использования энергосберегающих технологий. Сегодня и у граждан, и у коммунальщиков фактически стимулы к энергосбережению отсутствуют, поэтому мы, как говорится, «греем Богу бороду» и платим большие деньги. Вместе с тем, нужно разработать отдельный подход для льготных категорий населения, например, для пожилых россиян, которые, имея небольшие доходы, в результате приватизации стали собственниками больших квартир и вынуждены потреблять много энергии.
По моему глубокому убеждению, социальная политика государства, в конечном счете, должна быть направлена на благополучие семьи. Инвалиды, старики, дети, трудоспособные граждане – большинство из нас имеет семью, близких. Ориентация государства на адресную социальную помощь семье гораздо эффективнее, нежели деление нуждающихся на «категории». Семья – удивительный механизм со своими инструментами, отработанными веками. Создав условия для существования здоровой многопоколенной семьи, государство избежит значительной части своего социального бремени. Это и ежедневный уход за престарелыми и инвалидами, и помощь матерям-одиночкам, и преодоление последствий употребления алкоголя и наркотиков, и содержание сиротских учреждений, и борьба с подростковой преступностью. Если смотреть с чисто экономической точки зрения, то семья – это еще и самый лучший источник роста внутреннего потребления, необходимого для развития экономики. Да и демографическую проблему способна решать именно семья, а не мужчины и женщины как таковые.
Путин предлагает такую программную триаду: поддержка семьи – «умная» миграция – эффективная социальная политика. Каждый рубль, по словам премьера, должен «производить справедливость». От себя хочу добавить, что каждый рубль, потраченный на справедливость, принесет нам минимум два.
 
Социальная модернизация: в чем суть громкого термина?
Законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», как мы ожидаем, будет рассмотрен Госдумой уже в этой сессии. Мы долго обсуждали этот документ и в Общественной палате, и на круглых столах в Минздравсоцразвития, и на площадке Всероссийского социального форума. Первоначальная редакция законопроекта во многом удовлетворяла наши требования, однако, я получила уже несколько писем, в которых говорится, что после внесения дополнений, документ изменился не в лучшую сторону. Когда законопроект будет вынесен на рассмотрение Думы, мы внимательно изучим представленную редакцию и внесем необходимые поправки.
По сути, будущий закон должен существенно приблизить нас к главной цели - социальной модернизации России. Мы не должны допустить, чтобы такой важный документ, как говорится, «слили» или «заболтали».
В последние годы мы так часто употребляем слово «модернизация», что уже затерли его смысл. Впрочем, большинству россиян эта экспертная терминология не нужна, для обывателя модернизация – это то, что он видит вокруг себя. В идеале, это позитивные изменения, которые заметны каждому.
Тем не менее, примитивно понимать модернизацию лишь только как технологическое развитие. Смысл модернизации гораздо глубже. Более того, технологическая, экономическая модернизация невозможна без модернизации социальной. Представьте себе, что где-нибудь в африканской саванне местные жители нашли космический аппарат. Что они с ним будут делать? В лучшем случае, растащат на металлолом.
Модернизация невозможна без развития человека, без формирования зрелого общества, обладающего высоким уровнем правовой грамотности, духовно-нравственными ценностями и, конечно, социально благополучное.
К сожалению, в России наблюдается обратный процесс, так называемые «социальные ножницы» - при уверенном экономическом росте мы имеем колоссальный уровень бедного и социально незащищенного населения. Такое положение вещей, бесспорно, является тормозом для развития страны.
Вот цепочка социальной модернизации, разрыв которой приведет к существенному снижению эффекта от каждого из звеньев:
Индивид – семья – образование – труд – социальное благополучие - гражданское общество – государство - культура

Как мы видим, цепочка начинается с индивида, который влияет на формирование всех звеньев цепи, но и другие звенья, в свою очередь, влияют на формирование индивида.
Если государство рассчитывает на экономический рост, то сперва оно должно вложиться в собственных граждан. Без эффективной социальной политики невозможно победить социальные пороки, увеличить продолжительность жизни и рождаемость, предотвратить фатальные и социально опасные заболевания, воспитать законопослушного и образованного гражданина. Главным инструментом формирования благополучного общества, безусловно, является государственная социальная политика.
Всем очевидно, что отечественная система социальной защиты населения безнадежно устарела. На определенном этапе развития страны она была вполне эффективной, но ее распределительный подход явно не подходит для современных потребностей россиян.
Потребители социальных услуг стали гораздо требовательнее, у них появилось стремление самостоятельно выбирать то, что им подходит. Система же осталась на прежнем уровне. Государство, будучи монополистом на рынке, не особо церемонится с потребителями. Это проявляется как в низком качестве соцуслуг, так и в невнимательном отношении к людям. А ведь многим из нуждающихся в помощи, как раз, требуется внимание, простые добрые слова, человеческая поддержка.
Впервые о том, что нужно менять систему, заговорили некоммерческие организации. К тому времени у них уже накопился серьезный опыт практической работы с социально незащищенными категориями населения. Вместе мы стали продвигать эту идею еще, когда я была членом Общественного совета ЦФО. В некоторых регионах нам удалось добиться поддержки со стороны властей и внедрить интересные проекты общественно-государственного партнерства в социальной сфере.
Так нам удалось выйти на идею о государственной поддержке НКО, оказывающих социальные услуги населению, в федеральном масштабе. В 2010 году мы увидели решительный шаг навстречу со стороны государства – Президент Медведев внес поправки в закон «О некоммерческих организациях…» в части социально ориентированных НКО. Теперь у общественников появилось право на серьезное содействие со стороны властей: как материально-техническое, так и финансовое. В 20 «пилотных» регионах НКО уже начали получать средства.
Но даже этот, пусть и очень важный, шаг не сделал социально ориентированные НКО полноправными акторами социальной политики государства. Иными словами, деятельность некоммерческих организаций поддержали, но никак не скоординировали с государственной «социалкой». Поэтому мы по-прежнему продолжали настаивать на том, что профильные НКО должны получить, своего рода, госзаказ на оказание социальных услуг. Везде, где только могли, мы предъявляли два аргумента: стоимость и качество. На социальную защиту в России выделяются астрономические суммы, а результативность – одна из самых низких в Европе. Часто я слышала от общественников, что они при таком уровне финансирования смогли бы сделать гораздо больше.
Это не пустые слова в погоне за рублем. Вот уже три года мы проводим фестиваль «Содействие» - конкурс социальных проектов и практик, реализуемых некоммерческими организациями. Поражает качество и размах деятельности при минимальном финансировании. Да любая госструктура на бумагу денег больше тратит!
В 2011 году мы в Общественной палате, где я возглавляла социальную комиссию, подготовили доклад «Социальная модернизация в России – важнейший стратегический вектор общественно-государственного развития страны». Там мы обобщили как передовой опыт социальной политики регионов, так и предложения НКО, которые они вырабатывали на различных площадках. Одной из них стал Социальный форум России, проводимый ежегодно Общественной палатой. Кроме того, в прошлом году мы запустили интернет-проект «Социальная карта России». Главная задача этого интернет-портала – непрерывный мониторинг текущей социальной ситуации в регионах России. Причем, данные мы получаем не только от органов власти, но и от общественных организаций.
Социальная защита населения – очень тонкая и болезненная сфера, поэтому каждый шаг нуждается в экспертной, даже научной проработке. Проблема социальной модернизации в России стала темой моего диссертационного исследования. Во время работы над диссертацией я изучила опыт модернизации социальной политики в Китае, Германии и Японии. Это три совершенно разных опыта, но их объединяет комплексность.
Социальная модернизация в России также нуждается в комплексном подходе. И здесь следует перечислить ее составляющие элементы. Помимо стимулирования деятельности социально ориентированных НКО, к ним относятся:
- создание эффективной системы общественного контроля за оказанием социальных услуг.
- формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулов для прихода бизнеса в социальную сферу;
- подготовка и переподготовки социальных работников;
- радикальное снижение издержек и расходов в системе соцзащиты;
- повышение эффективности бюджетных вложений в «социалку»;
Можно назвать и конкретные шаги, которые следует предпринять государству:
- провести комплексный анализ, выявить «уязвимые точки» и «точки роста»;
- выработать новые механизмы финансирования соцсферы через государственно-частное партнерство;
- привлечь социально ориентированные НКО к выполнению государственного социального заказа;
- сформировать систему информационной открытости в социальной сфере;
- создать единый реестр граждан, нуждающихся в соцобеспечении.
Все эти шаги должны осуществляться с учетом мнения экспертов и представителей гражданского общества. Любые нововведения должны апробироваться через механизм «пилотных» проектов. Кулуарные решения в социальной сфере неприемлемы.
Движение в направлении социальной модернизации продолжается. Недавно премьер Владимир Путин в своей статье, опубликованной в «Ведомостях», упомянул о том, чего мы добиваемся уже давно. Принцип «деньги идут за гражданином» должен прийти на смену устаревшей безальтернативной системе оказания социальных услуг. Это касается и образования, и здравоохранения, и соцзащиты. Если гражданину по закону полагается оказание определенной услуги за счет бюджетных средств, то он вправе сам выбрать, где именно он будет получать свою услугу. Причем, гражданин сможет обратиться как в государственное учреждение, так и к «частнику» или в некоммерческую организацию – государство перечислит средства в установленном объеме. Такой подход не только даст потребителю право выбора, но и создаст конкурентное поле, а, соответственно, повысит качество социальных услуг. Безусловно, государство не должно самоустраняться и рассчитывать только на конкуренцию – нужен жесткий контроль за качеством услуг, в том числе, общественный.
Не секрет, что в некоторых секторах (например, стоматологическая медпомощь) качество услуг, предоставляемых государством, настолько низкое, что люди просто вынуждены обращаться в частные структуры и платить. При этом формально государство гарантирует бесплатное оказание этой услуги. То же самое с детскими садами: нет мест в государственных – люди идут в частные и платят. Согласитесь, это несправедливо. На устранение этого противоречия и направлен принцип «деньги идут за гражданином».
Мы все с нетерпением ждем нового закона «О социальном обслуживании…», поскольку он также способен расширить права граждан при получении соцуслуг.
Но и этот документ не станет последним звеном на пути к социальной модернизации в России. Нам предстоит еще серьезно обновить нашу социальную инфраструктуру. По детским садам мы уже определили срок – 3 года. Нам также следует провести «инвентаризацию» всех объектов социальной инфраструктуры, принять типовые строительные регламенты для больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, интернатов для инвалидов и престарелых и других подобных учреждений. В своей диссертации я также подробно рассмотрела проблему модернизации социальной инфраструктуры.
Социальная модернизация – это не красивые слова о несбыточном будущем. В то время, как Европа сокращает социальные обязательства перед населением, у нас есть возможность оценить изъяны европейской модели и использовать лишь лучшее, не забывая и про собственный опыт.
Категория: Периодика | Добавил: Михаил (27.08.2012)
Просмотров: 2472 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: