Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
Периодика [71] |
Главная » Статьи » Статьи » Периодика |
О предварительных итогах сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства (официальный сайт РОССТАТА)
Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проведено во исполнение Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. № 201-р во II квартале 2011 г. (по итогам 2010 года). 1. Объектами сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – сплошное наблюдение) являются хозяйствующие субъекты, отвечающие требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: - коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ); - физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). 2. Сплошное наблюдение проводилось в соответствии с Программой работ, утвержденной Минэкономразвития России 30.11.2009г. (№ 21170-АК/Д03). Наблюдение по малым предприятиям – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям проводилось по специальным единовременным формам федерального статистического наблюдения. В целях снижения нагрузки на респондентов данные по средним предприятиям формировались по совокупности показателей действующих для них форм федерального статистического наблюдения. Рассылка бланков наблюдения респондентам осуществлялась по адресам их регистрации. Сплошное наблюдение проводилось методом самозаписи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывали в пределах своей компетенции содействие территориальным органам Росстата в организации и проведении сплошного наблюдения. В 49 субъектах Российской Федерации были созданы межведомственные рабочие группы или комиссии по проведению сплошного наблюдения. Их основной задачей являлось оказание помощи в проведении информационно-разъяснительной работы, определения круга экономически активных предприятий, обеспечение полноты охвата наблюдением хозяйствующих субъектов. 3. Информационной основой формирования списка объектов, подлежащих сплошному наблюдению, являлся Статистический регистр Федеральной службы государственной статистики (далее – Статрегистр) - база данных об организациях, созданных на территории Российской Федерации, их территориально-обособленных подразделениях, индивидуальных предпринимателях, являющихся объектами государственного статистического наблюдения, который базируется на сведениях, предоставляемых Росстату ФНС России из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002г. № 438. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативные положения, возлагающие на конкретное ведомство полномочия по регистрации организаций в качестве субъектов малого или среднего предпринимательства. В связи с этим органы государственной статистики для решения статистических задач определяли совокупность субъектов малого и среднего предпринимательства на основе Статрегистра с использованием имеющихся данных статистической и бухгалтерской отчетности. Во многих случаях при отсутствии информации по объекту осуществлялось условное присвоение статуса (например, при условии соответствия структуры уставного капитала критериям федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ предприятие условно относилось к микропредприятию). В качестве дополнительных источников для определения фактически действующих хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, были использованы следующие информационные ресурсы: перечень сдавших налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), предоставленный ФНС России; перечни субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей господдержки, предоставленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В тоже время в ходе подготовки к сплошному наблюдению не удалось задействовать информационные фонды ФНС, содержащие в настоящее время наиболее полные сведения по основным экономическим показателям, характеризующим размеры предприятия. 4. В результате сплошного наблюдения получены отчеты от 1,66 млн. малых предприятий - юридических лиц и 2,91 млн. индивидуальных предпринимателей. Из всей совокупности представленных отчетов 5% получены в электронном виде. Острой проблемой при проведении сплошного наблюдения явилось наличие организаций полностью прекративших свою деятельность без проведения официальной процедуры ликвидации, а также отсутствие точных адресов фактического осуществления деятельности предприятиями, несмотря на то, что в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений регистрации обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего, соответственно, нахождения и жительства. В результате не найдены по зарегистрированным адресам 842 тыс. юридических лиц и 652 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые могли бы являться субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007г. № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. К респондентам, отказавшимся от представления отчетности, применялись меры административного воздействия, предусмотренные ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, территориальными органами Росстата респондентам было направлено более 120 тыс. извещений о вызове в органы государственной статистики, после чего каждый второй респондент представил отчет. К нарушителям отчетной дисциплины применялись также другие меры административного воздействия: составление протоколов об административных правонарушениях, наложение штрафов и обращение в прокуратуру за содействием к привлечению к административной ответственности лиц, не представивших отчет. Однако, несмотря на принимаемые меры, от 24 тыс. респондентов получить отчеты не удалось. Кроме того по другим причинам (временно отсутствовали на момент проведения обследования, банкроты, в связи со смертью индивидуального предпринимателя, не исключенного из ЕГРИП) не получены данные примерно от 50 тыс. респондентов В целом по Российской Федерации примерно каждое пятое юридическое лицо и каждый третий индивидуальный предприниматель представили «нулевые» отчеты, что может свидетельствовать об отсутствии хозяйственной деятельности или говорить о сокрытии реальных результатов деятельности при формальном выполнении требований законодательства о представлении статистической отчетности. 5. В соответствии с Порядком публикации предварительных данных сплошного наблюдения, утвержденных Росстатом по согласованию с Минэкономразвития России в 2011 году сформированы данные по следующим показателям: количество предприятий; выручка от реализации товаров (работ, услуг); средняя численность работников (количество замещенных рабочих мест); затраты на приобретение и создание основных средств (инвестиции в основной капитал); наличие основных средств по полной учетной стоимости. Данные сплошного наблюдения впервые позволили в Статрегистре идентифицировать предприятия – юридические лица и индивидуальных предпринимателей по категориям (малые, микро, средние предприятия) в полном соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В результате, по предварительным данным, 11 тыс. юридических лиц из числа обследованных по установленным критериям не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, 7,8 тыс. предприятий, ранее считавшиеся малыми, соответствовали критериям среднего предприятия. Подавляющее количество индивидуальных предпринимателей (99,9%) по размеру своей деятельности явились субъектами малого предпринимательства. При этом около 100 индивидуальных предпринимателей имели от 251 до 800 наемных работников и в соответствии с вышеуказанным законом не могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Каждый третий из принявших участие в обследовании индивидуальных предпринимателей сообщил, что он не занимался предпринимательской деятельностью в 2010 году, а примерно 40% из них информировали, что работали в качестве наемного работника у другого индивидуального предпринимателя или юридического лица. По данным сплошного наблюдения каждый пятый занятый в экономике работал в секторе малого и среднего предпринимательства. Данные о распределении объектов сплошного наблюдения по категориям предприятий в целом по России и основные показатели их деятельности в 2010 году приведены в следующей таблице. Всегов т.ч. по предприятиям СредниеМалые предприятия всегов т.ч. микропредприятия Юридические лица Количество действующих, приостановивших и не начавших деятельность предприятий, тыс. единиц 1647,5 25,7 1621,8 1392,6 из них действующих1266,325,71240,51013,5 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без сумм налогов и аналогичных обязательных платежей, млрд. руб. 26202,0 7276,8 18925,2 5673,2 Количество замещенных рабочих мест, тыс. 13686,6 2589,9 11096,7 3876,2 в % к итогу Количество действующих предприятий1002,098,080,0 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без сумм налогов и аналогичных обязательных платежей 100 27,8 72,2 21,7 Количество замещенных рабочих мест 100 18,9 81,1 28,3 Индивидуальные предприниматели Количество индивидуаль-ных предпринимателей осуществляющих пред-принимательскую деятель-ность, приостановивших и не начавших деятельность, тыс. единиц 2913,3 0,8 2912,5 2871,5 из них осуществляющих предпринимательскую деятельность 1914,1 0,8 1913,3 1872,3 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей, млрд. руб. 4548,4 328 4220,4 2618,5 Количество замещенных рабочих мест, тыс. 5330,1 59,0 5271,1 4133,9 в % к итогу Количество индивидуаль-ных предпринимателей осуществляющих предпринимательскую деятельность 100 0,1 99,9 97,8 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей 1007,292,857,6 Количество замещенных рабочих мест1001,198,977,6 Совокупность малых предприятий – юридических лиц на 85,9% составляют микропредприятия, каждое третье замещенное рабочее место и каждый третий рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг) приходится на данную категорию действующих малых предприятий. Индивидуальное предпринимательство также преимущественно представлено микропредприятиями. Они составляют 98,6% общего количества индивидуальных предпринимателей – малых предприятий, на них занято 78,4% работников и их выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляет 62%. Данные о средних размерах малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в 2010 году, представлены в следующей таблице:. Средняя численность работников в расчете на 1 предприятие, чел Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в расчете на 1 предприятие, млн. руб Юридические лица Средние предприятия Малые предприятия (без микропредприятий)101 32282,8 58,4 Микропредприятия 4 5,6 Индивидуальные предприниматели Средние предприятия Малые предприятия (без микропредприятий)79 28 437,9 39,1 Микропредприятия21,4 В расчете на 1000 чел. населения в среднем по России по предварительным данным приходится 12 малых и средних предприятий – юридических лиц (включая приостановивших и не начавших деятельность в 2010 году) и 20 индивидуальных предпринимателей. В ходе сплошного наблюдения впервые получена информация по показателям, репрезентативные данные по которым невозможно получить выборочным методом. Так, по данным респондентов инвестиции в основной капитал в 2010 году юридическими лицами - малыми и средними предприятиями составили 830,9 млрд. рублей, наличие основных средств по полной учетной стоимости на конец отчетного года - 4235,0 млрд. рублей. Индивидуальные предприниматели – субъекты малого и среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности использовали основные средства стоимостью на конец 2010 года 1205,3 млрд. рублей, их годовые инвестиции в основной капитал составили 165,9 млрд. рублей. Одной из задач сплошного наблюдения являлось формирование информации об отраслевой структуре малого бизнеса. В этих целях на основании представленной предприятиями информации об осуществляемых ими видах экономической деятельности проведена идентификация объектов по их фактическому основному виду деятельности, результаты которых отражены на следующих диаграммах. А - СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО С/D/E - ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ; ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА; ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ВОДЫ F - СТРОИТЕЛЬСТВО G - ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МОТОЦИКЛОВ, БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ H - ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНЫ I - ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ K - ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ X - ПРОЧИЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основное количество малых и средних предприятий – юридических лиц осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (21%), строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (по 11%). Наибольшее распространение индивидуальное предпринимательство получило в сфере услуг и сельском хозяйстве. Более половины индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, по 11% - транспортной деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. Почти 7% индивидуальных предпринимателей работают в сельском хозяйстве. Малый и средний бизнес в Российской Федерации осуществляет деятельность преимущественно в форме обществ с ограниченной ответственностью (92,7% предприятий имеют данную организационно – правовую форму), 4,6% предприятий являются акционерными обществами, в т.ч. 3,8% - закрытыми акционерными обществами. 6. Опыт проведения сплошного наблюдения показал, что для повышения качества официальной статистической информации при снижении государственных затрат на ее создание и нагрузки на бизнес необходимо формирование системы взаимообмена информацией между органами исполнительной власти и другими организациями (Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации). Многие страны при формировании официальных статистических данных в соответствии с рекомендациями международных организаций на основе национального законодательства широко используют данные налоговой службы. Статьей 24 Регламента (ЕС) № 223/2009 Европейского парламента и Совета от 11 марта 2009 года установлено, что национальные статистические службы должны иметь доступ к административным источникам данных внутри соответствующей административной системы в той степени, в которой эти данные необходимы для разработки и распространения европейских статистических данных. В налоговом кодексе США (Internal Revenue Code, title 26, subtitle F, chapter 61, subchapter B, sec. 6103 j) установлена обязанность представления информации, содержащейся в налоговых декларациях и идентифицирующей налогоплательщика, для статистических целей, в том числе работникам Бюро Цензов США. Эта информация включает весьма широкий спектр показателей: выручка, издержки, прибыль, активы, обязательства и др., что позволяет при проведении статистических работ отказаться от чрезвычайно дорогостоящих обследований мелких, временно не работающих предприятий, используя при формировании сводной информации административные данные налоговой службы. | |
Просмотров: 911 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |