Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 22:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Статьи » Периодика

МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИТЕТА от 14 сентября 2012 года
Уважаемые коллеги!
Уважаемые гости!
В рамках первого вопроса заседания рассматривается следующая тема: «Об организации взаимодействия с муниципалитетами в преддверье реформы местного самоуправления» А) Аспекты реформы местного самоуправления. Б) Поддержка малого бизнеса сферы бытового обслуживания населения. Виды и формы. Результативность и эффективность. В) Социально-значимые услуги. Социальная ответственность бизнеса и перспективы развития социально значимых услуг. Прогнозы приватизации для предприятий бытового обслуживания. Прежде, чем перейти к непосредственному обсуждению названного вопроса, в справочном порядке прошу обратить внимание на Приложения - Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) (Приложение №1). А также, на несколько статей, в частности ст.15 и 16, Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
   Как вы видите, основа для плодотворного взаимодействия муниципалитетов и предпринимательского сообщества сферы бытового обслуживания сформирована.   
    20 апреля этого года состоялось совместное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации и Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО) на тему: «Многообразие муниципальной жизни в регионах России: законодательство, теория, практика», в рамках которого, в том числе, был поднят такой важный вопрос, как ПЕРЕДАЧА НАЛОГОВ ОТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАСПОРЯЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ.
     Самая больная тема для российских муниципальных образований - финансовое обеспечение их деятельности, заявила Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. Действительно, в настоящее время не достигнут баланс между объёмами расходных обязательств муниципалитетов и закреплёнными за ними доходными источниками.
       Например, по данным спикера, лишь 2,5 процента муниципальных образований могут обеспечить свои расходы за счёт собственных доходов. Большинство же муниципалитетов испытывает колоссальную нехватку средств. Например, по информации директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, в 2011 году доходы федерального бюджета достигли 64% от консолидированного, а муниципальные бюджеты оказались полностью подчинены региональным. Сегодня в бюджет среднего областного центра поступает не более 6% налогов, которые платят зарегистрированные на его территории предприятия и граждане, в то время, как в США — около 27%. Крупные промышленные и финансовые корпорации консолидировали финансовые потоки в Москве и Санкт-Петербурге и там же оседают налоги. На сегодняшний день 70 из 83 регионов являются дотационными. В последние годы наблюдается тенденция консолидации финансов, промышленности и людских ресурсов вокруг нескольких центров. Например, в 1991 году в РСФСР в городах с населением более 100 тыс. человек жило 42,3% населения, в 2010 — более 49,7%. Аналогичные тенденции просматриваются и в сфере бытового обслуживания. Наблюдается «перетекание» наиболее энергичных предпринимателей из провинции в крупные центры и столицу. В небольших городах и сельской местности нарастает процесс деградации жилого фонда и объектов инфраструктуры, в том числе, включая объекты сферы бытового обслуживания, существует дефицит квалифицированных кадров. Чтобы локализовать воздействие негативных тенденций и финансово поддержать местные органы самоуправления, Валентина Ивановна Матвиенко считает необходимым законодательно закрепить передачу на муниципальный уровень части поступлений от федеральных и региональных налогов и сборов, включая поступления от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента. По её мнению, такое решение будет мотивировать местные органы власти активно поддерживать частных предпринимателей, будет стимулировать создавать новые рабочие места. Предложения, высказанные спикером верхней палаты Федерального собрания на заседании Совета по местному самоуправлению нашли всестороннюю поддержку и одобрение. Не так давно по этому вопросу сделал несколько заявлений вице-губернатор и председатель правительства Московской области Андрей Шаров. Например, уже до конца 2012 года в Московской области планируется перенацелить часть налогов в адрес муниципалитетов. Кроме того, увеличить налоговые поступления планируется за счет проведения инвентаризации объектов недвижимости и земельных участков. Однако, областное правительство обоснованно полагает, что если муниципалитеты получат дополнительные налоги, они не должны получать трансферты из области. Безусловно, такая позиция значительно повышает ответственность органов местного самоуправления, которые должны будет решать, в первую очередь, социальные вопросы, строить садики, готовиться к зиме, ремонтировать дома, развивать торговлю и бытовые услуги. Председатель Подмосковного правительства напомнил, что в отношении индивидуальных предпринимателей планируется внедрение патентной системы налогообложения, что, безусловно, станет позитивным шагом. Сейчас же значительное число индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом нелегально, без надлежащей регистрации или уклоняясь от налогообложения, что создает серьезные проблемы для официального бизнеса.
Вопрос расширения полномочий и компетенций местных органов самоуправления не остался без внимания и со стороны мэра столицы Сергей Семенович Собянин, который выступил на съезде Ассоциации муниципальных образований Москвы с интересными новыми идеями. Например, он предложил наделить депутатов местного самоуправления дополнительными правами, в том числе, правом участвовать в согласовании проектов строительства новых объектов, контролировать схемы размещения нестационарных объектов и др. В связи с присоединением к Москве новых территорий, мэр города предложил внести соответствующие поправки в закон «О территориальном делении города Москвы».
Сегодняшняя система управления носит некоторую запутанность. Ни власть, ни население не рассматривают местные органы самоуправления, как значимый институт принятия решений. Однако, несмотря на позитивную реакцию общественности и широкое освещение данного вопроса в СМИ, следует заметить, что практически не отражается реакция предпринимательского сообщества. Собственно говоря, предприниматели, в том числе и сферы бытового обслуживания, в очередной раз ставятся перед фактом, что не может не вызывать их обеспокоенности. Именно это обстоятельство подтолкнуло нас к обсуждению вопроса в рамках повестки дня. По мнению членов Подкомитета, корректировка деятельности органов местного самоуправления в рамках расширения их полномочий, включая вопрос передачи налогов малого бизнеса на местный уровень, должна решаться с учетом мнения непосредственных участников этого процесса - потребителей и предпринимателей. Положительно оценивая актуальность вопроса, вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на возможные негативные последствия, которые могут возникнуть в процессе его применения. Прежде всего, в интересах жителей сельских поселений и малых городов. Не окажется ли так, что предприниматели начнут «переезжать» в те муниципальные образования, где для их бизнеса будут сформированы наиболее благоприятные условия? Ведь предприниматели не являются крепостными крестьянами, привязанными к определенной территории. Чего ожидать предпринимателям, оказывающим социально значимые услуги в сельской местности и малых городах, где платежеспособность населения и потребительский спрос на услуги, на фоне высоких накладных расходов, не позволяют предпринимателям успешно развивать бизнес? Не получится ли так, что местные органы самоуправления в первую очередь начнут поддерживать МУПы, создавая для них более благоприятные условия? Не окажется ли так, что в стремлении пополнить казну налогами, малый бизнес сферы услуг будет «задавлен», поскольку предпочтения будут отданы более рентабельным видам деятельности, например, торговли? Чрезвычайно актуальным является вопрос «малой приватизации» нежилых помещений, находящихся в казне муниципалитетов. Опыт предыдущей приватизации наглядно продемонстрировал, что произошло перепрофилирование предприятий бытовых услуг на более рентабельные виды деятельности, а также перепродажа помещений с последующим прекращением деятельности по оказанию бытовых услуг. Сейчас обсуждается комплекс мероприятий по внедрению патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Вопрос актуальный, тем более, что в сфере бытового обслуживания задействовано значительное число индивидуальных предпринимателей, предоставляющих разнообразные услуги, которые, в свою очередь, подразделяются на разные категории. Например, среди парикмахерских есть предприятия «эконом - класса» и есть салоны «люкс» и «премиум» - класса. Не окажется ли так, что муниципальные власти в стремлении пополнить бюджет всеми доступными способами, начнут принуждать предпринимателей повысить категорию обслуживания, тем самым увеличив налоговые поступления? Безусловно, не ясность сегодняшней ситуации, не может не беспокоить предпринимателей. Не получится ли так, что в очередной раз изменятся «правила игры» и вместо позитивного эффекта мы получим негативные результаты. Во время работы Первого Конгресса предприятий бытового обслуживания России и на последующих заседаниях нашего Подкомитета неоднократно поднимался вопрос о дисбалансе рынка бытового обслуживания и отсутствии государственного регулирования. В результате скоропалительных решений получилось так, что сельские жители и жители малых городов вынуждены оплачивать бытовые услуги в несколько раз дороже, чем горожане. Высокие накладные расходы на фоне невысокой платежеспособности сельского населения делает бизнес на селе низкорентабельным, чаще всего, убыточным. Без реальной поддержки со стороны муниципалитетов сельскому малому бизнесу сферы бытового обслуживания не выжить. Необходимо формировать региональные целевые программы по развитию бытовых услуг, в рамках которых внедрять систему муниципальных заказов, прежде всего, в отношении социально значимых бытовых услуг. ЧАСТЬ 2. Поддержка малого бизнеса сферы бытового обслуживания населения. Виды и формы. Результативность и эффективность. О поддержке малого и среднего бизнеса говорят постоянно. При этом, из множества форм и видов поддержки, наибольшей популярностью почему – то пользуется предоставление денежной субсидии. Сейчас на первый план выступает вопрос эффективности и результативности такой поддержки. В своё время Эльвира Набиуллина, возглавлявшая Минэкономразвития, намеревалась добиться, чтобы вклад малого бизнеса в ВВП достиг 50%. На сегодняшний день в прогнозе Минэкономразвития на 2012 год определено 21,5%, а в прогнозе на 2013-й — 21,8%. При этом, статья федерального бюджета "субсидии на государственную поддержку малого и среднего постоянно увеличиваются. Например, до 2009 года на поддержку МСП выделялось от 1,5 до 3,5 млрд руб. в год. В рамках антикризисных мер, в период 2008-2010 гг. сумма увеличилась до 17 млрд руб. В 2012 году на поддержку МСП выделено почти 21 млрд руб., в том числе субсидий регионам — 19 млрд. Согласитесь, суммы значительные. Однако, без оценки эффективности и результативности государственной поддержки малого бизнеса затруднительно продвигаться вперед. Сейчас настал момент задаться вопросом: - Что, собственно говоря, получает государство, муниципалитеты и общество, оказывая поддержку малому бизнесу? Что должны предпринять муниципалитеты, чтобы сформировать привлекательный для малого бизнеса климат? В рамках прошлого заседания Подкомитета данный вопрос отчасти уже рассматривался, приводились статистические данные, результаты опросов предпринимателей. Как отмечал в одном из своих интервью замдиректора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции министерства экономического развития России Андрей Медведев, основные средства на поддержку бизнеса распределяются примерно так: гарантийное обеспечение по кредитам и микрофинансирование — 5-6 млрд руб., субсидии на лизинг оборудования и субсидирование процентной ставки по кредитам — 5 млрд руб., поддержка инновационных компаний — 2,5 млрд руб., гранты начинающим — 2 млрд руб. Таким образом, поддержку получает порядка 10-12 тыс. новых бизнесов в стране в различных сферах деятельности. В целом по стране ежегодно создается порядка 120-130 тыс. субъектов МСП. Согласно Росстату на конец 2011 года насчитывалось 232 тыс. против 220 тыс. на конец 2010-го, итого прирост за год — 12 тыс. предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Например, Минздравсоцразвития успешно реализовало программу грантов на открытие своего дела в рамках программы самозанятости для безработных. Однако, в некоторых СМИ промелькнула информация, что 90% из тех, кто пытался начать бизнес с помощью этих грантов, разорились в течение первого года. Понятно, что по команде сверху, никто не станет предпринимателем. Сколько денег не вкладывай, если человек не готов к ведению бизнеса, к ответственности, любой проект станет убыточным. Даже несмотря на финансовую поддержку, люди не умеют «раскрутить» свой бизнес. Стремление доложить наверх хорошие показатели, без реальной оценки эффективности и результативности предпринимательской деятельности, наносит вреда больше, чем любой экономический кризис, поскольку сосед, видя неудачный результат бизнес-проекта соседа, задумается, нужно ли ему становиться предпринимателем. Сейчас муниципалитетам необходимо переориентировать свою деятельность с «массового» предпринимательства на адресную поддержку тех видов услуг, в которых есть востребованность местного населения. Муниципалитеты должны стремиться не столько поддерживать новый бизнес, сколько осуществлять долгосрочное прогнозирование и среднесрочное планирование развития бизнеса, особенно в той его части, которая ориентирована на удовлетворение запросов жителей, то есть осуществлять регулирование местного рынка бытовых услуг в интересах местного населения. Необходимо понять и оценить, что уже имеется и в каких видах услуг есть востребованность. Раздача денежных субсидий без учета реальных запросов общества, государства и муниципалитетов порождают среди предпринимателей потребительское, порой, просто безответственное отношение. Не является секретом, что структура, в рамках которой осуществляется программа государственной поддержки малого бизнеса, стала активно обрастать собственной инфраструктурой, которая со временем стала требовать для своего содержания всё больше и больше средств. При этом эффективность и результативность деятельности таких структур чрезвычайно мала. За решением текущих вопросов незаметно для всех выпал основной смысл государственной поддержки бизнеса - помогать надо тому, кто ответно готов поддержать общество, муниципалитеты, государство. В свете последних идей и решений, на первый план выступает вопрос привлекательности муниципалитетов для предпринимательского сообщества, формирование благоприятных условий для ведения бизнеса. Например, согласно исследованию Национального института системных исследований проблем предпринимательства, не удалось обнаружить статистически значимой связи между объемами поддержки и развитием МСП. Напротив, в ряде регионов, где расходы на поддержку малого бизнеса были сравнительно невелики, показатели были гораздо выше тех результатов, где на эти цели выделяются значительные суммы. Давно назрела необходимость координально изменить форму и содержание государственной поддержки. Целесообразно заменить ставшую привычной грантовую поддержку на целевую адресную поддержку бизнес - проекта, который востребован местным населением и позволяет решать вопросы социально-экономического развития муниципалитета. Обсуждая вопрос результативности нельзя не коснуться такого аспекта, как взаимодействие с органами исполнительной власти. С завидной регулярностью, как на региональном, так и на муниципальных уровнях, проводятся всевозможные совещания, заседания, круглые столы и др. мероприятия, в том числе и в рамках нашего Подкомитета. Высказываются интересные идеи, предлагаются проекты. Вот только слова так и остаются словами, поскольку, по нашему убеждению, профильные органы исполнительной власти, отвечающие за сферу бытового обслуживания, крепко увязли в повседневной текущей работе, практически утратили рычаги государственного регулирования рынком, стратегического планирования, прогнозирования процессов в отрасли. Такая повседневная «текучка» превращает деятельность органов исполнительной власти в некое подобие «ямочного» дорожного ремонта - деятельность вроде бы ведется, а позитивных результатов пока не ощущается. ЧАСТЬ 3. Социально-значимые услуги. Социальная ответственность бизнеса и перспективы развития социально значимых услуг. Прогнозы приватизации для предприятий бытового обслуживания. Государственная политика по поддержке малого бизнеса сформировала у некоторой части предпринимателей устойчивую потребительскую позицию, которая выражается в следующем: вы нам обязаны, мы малый бизнес. Предпринимательская культура по своей сути предполагает центростремительное движение к объединению в союзы, ассоциации, что позволяет не только обобщать имеющие проблемы, но консолидировано выступать в целях их разрешения, лоббировать собственные коммерческие интересы, вести на разных уровнях конструктивный диалог с властями. Современное российское предпринимательское сообщество ещё не имеет того опыта, присущего зарубежным гильдиям и профессиональным объединениям. У нас завлечь предпринимателя в общественную организацию очень сложно. И даже если это произошло, то проявлять инициативу, мыслить не только в интересах собственного бизнеса, но в том числе и в интересах всего предпринимательского сообщества, общества, государства, получается не у всех. Большая часть предпринимателей неинициативна, неграмотна и учиться не хочет. Государственная политика по поддержке малого бизнеса сформировала у некоторой части предпринимателей устойчивую потребительскую позицию, которая выражается в следующем: вы нам обязаны, мы малый бизнес. Очевидно, что при такой ситуации говорить о социальной ответственности бизнеса, как добровольном движении предпринимателей, пока преждевременно. Могут ли на эти процессы повлиять отраслевые общественные организации? Отчасти, да, но без мотивации предпринимателей со стороны государства говорить о социальной ответственности бизнеса пока преждевременно. Безусловно, имеются отдельные мероприятия, имеющие социальную ориентацию. Ряд предприятий разработали и осуществляют собственные программы поддержки социально незащищенных категорий граждан. Но, как правило, все эти мероприятия носят эпизодический или периодический характер, в большой степени зависят желания конкретного предпринимателя и не способны сформировать цельную долгосрочную систему поддержки. Бытовые услуги традиционно относятся к социально ориентированным видам услуг. На сегодняшний день во многих регионах разработаны и реализуются программы по оказанию социально значимых бытовых услуг и аккредитации предприятий бытового обслуживания в качестве социального предприятия. На региональном уровне утверждены перечни такого рода услуг. Безусловно, это позитивный шаг вперед. Вместе с тем, результаты мониторинга ситуации на рынке заставляет серьезно задуматься об эффективности и результативности этой деятельности. Система аккредитации предприятий в приложении к добровольной сертификации услуг предоставляет муниципалитетам и органам исполнительной власти возможность воздействия на рынок бытовых услуг в рамках государственного регулирования. Например, предприниматели заинтересованы в муниципальных заказах, в рамках они могут оказывать социально значимые услуги в интересах социально незащищенных категорий граждан. Рассмотрим данный аспект подробнее. В рамках деятельности Минздравсоцразвития Российской Федерации ведется учет социально незащищенных категорий граждан, которые относятся к льготникам. Таким образом, используя федеральную/региональную/муниципальную информационные базы льготников – ветеранов войны и труда, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей и др. имеется возможность получить количественные показатели по лицам, нуждающимся в государственной поддержке. Следующим шагом является формирование так называемой «Потребительской корзины социально значимых бытовых услуг» - т.е. федерального Перечня социально-значимых услуг, из которого на региональном или муниципальном уровнях формируются собственные Перечни, основываясь на специфике бытового уклада и потребностях населения. Последующим шагом является разработка и утверждение на региональном/муниципальном уровнях Положения об аккредитации индивидуальных предпринимателей или предприятий в качестве социально ориентированных. На заключительном этапе региональные/муниципальные органы власти закладывают в бюджет необходимые ассигнования, из которых будет финансироваться оплата предпринимателей, оказывающих социально значимые услуги. Таким образом, государство в лице региональных /муниципальных властей гарантирует социально незащищенным категориям граждан обеспеченность и доступность определенного «Потребительской корзиной» набора социально значимых услуг вне зависимости от места проживания потребителей. Кроме того, основываясь на количественных показателях льготных потребителей из информационной базы Минздравсоцразвития и перспективных прогнозах, органы местного самоуправления имеют возможность планировать потребности в тех или иных услугах и тем самым, осуществлять регулирование местного рынка социально значимых бытовых услуг. Кроме того, местные органы самоуправления получают возможность видоизменять компенсации за оказанные социально значимые услуги, например, путем снижения ставки аренды нежилого помещения, находящегося в казне муниципалитета. Или снижения размеров налогов, предоставляя другие виды компенсаций. В качестве примера целесообразно рассмотреть опыт Правительства Москвы. Несколько лет тому назад, в рамках Постановления правительства города Москвы № 200-ПП в столице был разработан и утвержден перечень социально значимых услуг, дополненный позже, в 2009 году Постановлением № 25-ПП. Также было утверждено Положение об аккредитации предприятий бытовых услуг в качестве социального предприятия. Ведение учета - Реестра - социально аккредитованных предприятий было возложено на профильный департамент. Реально оценивая издержки бизнеса, оказывающего социально значимые услуги, Правительство города Москвы для социально аккредитованных предприятий предоставило преференции - льготные ставки арендной платы нежилых помещений, находящихся в городской казне, что вполне устраивает предпринимателей. Таким образом, благодаря своевременному компромиссному решению городских властей в определенной степени были удовлетворены ожидания всех участников процесса- потребителей льготных категорий, предпринимателей и городских властей. При этом городские власти получили действенный механизм государственного регулирования рынка социально значимых бытовых услуг. ************* В настоящее время обеспокоенность предпринимательского сообщества сферы бытового обслуживания вызывает предстоящая «малая приватизация». Несмотря на то, что 159-ФЗ предусматривается льготный выкуп нежилых помещений, занимаемых предпринимателями, существуют «подводные камни» и негативные последствия могут быть самые драматические. Не является секретом, что оценивая результаты приватизации 90-х годов, многие эксперты пришли к выводу, что сфере бытовых услуг был нанесен значительный урон. Значительная часть помещений, включая специализированные Дома быта и ремонтные предприятия, перепрофилировали свою деятельность на более рентабельные виды услуг, а многие здания и помещения были перепроданы. В настоящее время в сфере бытовых услуг образовалась целая группа рантье, основным видом коммерческой деятельности которых является сдача в аренду помещений или рабочих мест. Особенно отчетливо это просматривается в деятельности парикмахерских, где зачастую мастерами- индивидуальными предпринимателями арендуются только рабочие места. Высокая стоимость коммерческой аренды на фоне повышения коммунальных тарифов создает непреодолимые препятствия для ведения бизнеса. Доказательством этого является активный рост нелегального рынка услуг, когда услуги предоставляются без какой-либо государственной регистрации. Это серьезная проблема для современного бизнеса. Бытовые услуги характеризуются довольно низкой рентабельностью при продолжительном сроке окупаемости инвестиций. Не имея возможности долгосрочного, с умеренными процентами, кредитования в банках, в случае приватизации нежилых помещений, предприниматели будут вынуждены получать кредиты в рамках жестких требований, что неизбежно повлечет за собой перепродажу помещений или перепрофилирование видов деятельности на более рентабельные. Есть все основания для того, чтобы выдвинуть осторожное предположение, что предстоящая приватизация повлечет необратимые для бизнеса последствия. Одним из решений данного вопроса может стать разработка и внедрение целевой программы банковского кредитования на основе долгосрочных ипотечных кредитов, в том числе, под залог выкупаемого помещения. Другим решением может стать продвижение государственно-частного партнерства, в рамках которого можно осуществить строительство объемно-модульных зданий. Однако, неуверенность предпринимателей в стабильности развития бизнеса, является сдерживающим фактором для продвижения данного направления.
Категория: Периодика | Добавил: Михаил (10.10.2012)
Просмотров: 645 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: