Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 22:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения"

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Статьи » Периодика

Материалы к заседанию Подкомитета от 14 сентября 2012
Коллеги!
На сегодняшнее заседание Подкомитета были приглашены не только члены, но также депутаты муниципальных собраний, руководители Советов муниципальных образований, специалисты и руководители профильных управлений и департаментов потребительского рынка, предприниматели и руководители общественных отраслевых организаций. Многие из вас приехали из регионов и это не случайно, поскольку обсуждать проблемы отрасли, основываясь только лишь на видении ситуации из столицы- не верно. Надеюсь, мое выступление будет дополнено собственными размышлениями на эту тему.
  В основу второго вопроса повестки дня легло Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р, которое вступило в силу 6 сентября прошлого года и в рамках которой была утверждена Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года. Прошел год и можно подвести некоторые итоги.
      Для удобства обсуждения были выбраны положения Стратегии, которые граничат с деятельностью сферы бытового обслуживания. Прежде всего, это разделы №12 – Туристический комплекс и №13 - Сфера услуг.
        Цели и задачи, обозначенные в Стратегии, не утратили своей актуальности, они нашли всестороннюю поддержку в предпринимательском сообществе. Вместе с тем, надо заметить, что на рынке бытовых услуг складывается непростая ситуация и многие проблемы невозможно решить без привлечения и участия «пограничных» смеженных отраслей экономики, прежде всего- туризма.
       Особую обеспокоенность у предпринимателей ЦФО вызывает всё нарастающая дифференциация качества жизни в городах и сельской местности, появление так называемых неперспективных районов, монопоселений и закрытых территориальных образований, в которых жители вынуждены координально менять привычные виды трудовой деятельности. Эти обстоятельства принуждают предпринимателей сферы бытовых услуг искать более удобные для ведения бизнеса территории, уезжать с привычных мест, как правило, в крупные города или столицу. Вследствие этого на рынке обостряется конкуренция. Нарастают негативные процессы, обусловленные поиском квалифицированных кадров, связанных с арендой помещений. Не может не вызывать беспокойства и продолжающееся расслоение населения по уровню материального достатка, что влечет рост социальной напряженности. Снижение потребительского спроса на фоне невысокой платежеспособности населения, агрессивное продвижение на рынок контрафактной продукции, увеличение объемов нелегального рынка, когда услуги предоставляются без всякой государственной регистрации, безусловно ставят предприятия сферы бытового обслуживания в крайне затруднительное положение. На региональных рынках сферы бытового обслуживания всё отчетливее просматривается нарастающий дисбаланс между различными видами услуг. В первую очередь с рынка вытесняются капитало и энергоемкие, технологически сложные производства, требующих высококвалифицированных специалистов и больших производственных площадей. Статистические сведения социально-экономического развития ЦФО размещены в приложениях раздаточных материалов. На сегодняшний день задачей Подкомитета ТПП РФ является не столько критическое отношение к ситуации на рынке, сколько поиск конструктивных решений, интересных проектов и новых идей, позволяющих спроецировать позитивный опыт для внедрения других регионах. Как нам представляется, Подкомитет должен стать площадкой для обмена опытом, центром консолидации предпринимателей и дискуссионной площадкой между предпринимательским сообществом и органами государственной власти. Настала пора прекратить искать виноватых и сетовать на жизнь, сейчас нужно предлагать свежие идеи и новые проекты, способствующие движению вперед. В Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Правительством России представлено реальное положение дел в округе, что подтверждается практическим опытом наших региональных коллег-предпринимателей. Применительно к рынку бытовых услуг ЦФО, одним из решений, которое, как нам кажется, будет способствовать локализации негативных тенденций, может стать разработка и внедрение системы межотраслевого интегрирования в рамках территориальных кластеров. Интегрирование в форме кооперирования, когда несколько разнопрофильных предприятий объединяются в целях решения общей для всех задачи, безусловно, способно поддержать бизнес, сделает его более устойчивым к внешним воздействиям. Такое кооперирование возможно, например, в рамках продвижения региональных целевых государственных программ по развитию внутреннего туризма, в рамках ФЦП «Социальное развитие села», в рамках программ Минздравсоцразвития, в части предоставления социально значимых бытовых услуг в интересах социально незащищенных категорий граждан. Для всех очевидно, решить проблемы отдельно взятой отрасли или сектора экономики, без учета ситуации в целом, без взаимодействия со смеженными отраслями, невозможно. Стратегия определяет цели социально-экономического развития округа, прежде всего - создание условий для повышения уровня жизни населения и формирование комфортного жизненного пространства. Названная цель непосредственно связана с деятельностью предприятий сферы бытового обслуживания и услуг. Рассмотрим следующий пример. В настоящее время бурно развивается пригородное малоэтажное строительство. Однако, повсеместно наблюдается отставание в развитии сопутствующей инфраструктуры. Жители коттеджных поселков, танхаузов по месту жительства имеют возможности решить насущные бытовые вопросы - определить ребенка в детский сад или школу, получить медицинскую помощь, совершить покупки, получить качественные бытовые услуги. Не секрет, стоимость квадратного метра напрямую зависит от наличия развитой инфраструктуры, но успешных проектов, решающих данный вопрос, единицы. Не так давно губернатор Московской Области С.К. Шойгу посетил новый микрорайон в городе Подольске. Жилые дома есть - а рабочих мест для жителей – нет, как нет и современных предприятий инфраструктуры. Город столкнулся с серьезными проблемами, в том числе и с автомобильными пробками, поскольку утром и вечером поток автомашин движется в столицу и обратно, где работает большинство жителей микрорайона. Наверное, в целях удовлетворения запросов жителей пригородных микрорайонов назрела необходимость в разработке такой новой концептуальной идеи, как Сервисная управляющая компания, в рамках которой будет возможно решать самые разные вопросы, от обеспечения работоспособности инженерных систем, до организации праздников или оказания услуг детской няни. Современные быстровозводимые объемно-модульные здания вполне могут компенсировать дефицит свободных площадей. Представляет интерес опыт Ярославской области. Наиболее предприимчивые местные жители, проживающие поблизости от популярных туристических маршрутов, начали создавать собственные частные музеи, возрождать ремесла и народные промыслы, изготовлять сувенирную продукцию, предоставлять услуги для туристов. Таким образом, успешно решается такой серьезный вопрос, как самозанятость населения. За короткое время поток туристических экскурсий возрос в несколько раз, повысилась привлекательность территории, в том числе и инвестиционная. Современная туристская индустрия представляет собой сложную конгломерацию услуг, начиная от пассажирских перевозок и заканчивая услугами музеев и выставочных залов, развитием народных промыслов и ремесленничества. Кооперирование предприятий, нацеленных на формирование привлекательного туристического образа региона или муниципального образования, в целом позволяют сформировать современную сервисную инфраструктуру, в рамках которой может быть задействовано несколько десятков предприятий. При этом местное население имеет широкие возможности по организации собственного бизнеса. В Стратегии социально-экономического развития ЦФО отмечается, что сдерживающим фактором для развития туризма является изношенность туристской инфраструктуры. Однако, одностороннее развитие индустрии гостеприимства не способно координально решить задачу. В последние годы повышенным спросом пользуются частные мини-гостиницы, развивается этно и агротуризм. При этом, предприниматели вынуждены решать не только вопросы комфортности проживания, но и развивать дополнительные сервисные услуги, включая разработку экскурсионных маршрутов, подбор гидов и экскурсоводов, сбыт сувенирной продукции и др. Основным мотивом для путешествий туристов является ознакомление с местными достопримечательностями, культурно-просветительская направленность. Формирование современных туристско-рекреационных кластеров в первую очередь должна предусматривать развитие сервисной инфраструктуры в целях удовлетворения запросов туристов в зависимости от их финансовых возможностей. Надеюсь, что меня дополнят присутствующие специалисты и представители профильных ассоциаций. ВОПРОС №2. Тенденции развития бытовых услуг в городах. Перспективы развития бизнеса сферы бытового обслуживания в "новой" Москве. Потребительский спрос определяет предложения. Именно запросы потребителей оказывают существенное влияние на продвижение бизнеса сферы услуг. Если мы рассмотрим современный рынок бытовых услуг, так сказать, в упрощенной форме, можно отметить, что есть две категории потребителей: физические лица и юридические лица. Однако, следует заметить, что есть такие услуги, которые целиком ориентированные на потребителей - физических лиц. Например, парикмахерские услуги или услуги бань. Сейчас соотношение объемов услуг, оказываемых физическим лицам и юридическим лицам составляет, примерно, 32- 35% к 65-68% . Получается, что в наиболее благоприятных условиях находятся те предприятия бытовых услуг, которые функционируют в мегаполисах или крупных городах. Конечно, существует ещё несколько десятков различных факторов, в той или иной степени влияющих на бизнес, но в целом потребительский спрос на услуги является краеугольным камнем всей конструкции. В свою очередь, услуги для юридических лиц также можно разделить на две категории - государственный / муниципальный заказ и контракты с коммерческими организациями, учреждениями, предприятиями. Примерное соотношение объемов бытовых услуг в данном случае – 25-30% к 70-75%. Несмотря на все меры, предпринимаемые Правительством и региональными властями, государственные /муниципальные заказы в большинстве случаев недоступны для предпринимателей сферы быта. Существует проблемы, как с мощностями самих предприятий, так и в отношении требований, выдвигаемых заказчиками. Не все предприниматели готовы и способны оказывать качественные услуги в рамках госконтрактов. Многие продолжают работать «по-старинке», не стремясь учитывать всё возрастающие запросы потребителей. Часто уровень обслуживания потребителей оставляет желать лучшего. Современный потребитель имеет широкий выбор товаров, как по модельному ряду, так и в ценовой линейке. Не секрет, что цена товаров снижается и потребителю дешевле купить новую вещь, чем отремонтировать старую. Агрессивная политика торговых представителей, направленная на формирование мировоззрения потребления, самым непосредственным образом отражается на сфере бытового обслуживания. Вместе с тем, предприниматели, даже понимая ситуацию на рынке, не спешат внедрять у себя современные технологии или системы управления предприятием, что только усугубляет ситуацию. При подготовке к сегодняшнему заседанию мы осуществили мониторинг интернет-изданий, преследуя целью выявить новинки или интересные идеи, внедренные в сферу бытового обслуживания. К сожалению, информации о такого рода новшествах обнаружить не удалось. При этом, надо заметить, что в торговле за последние 2 года было предложено не менее 7 принципиально новых проекта в рамках управления. Серьезной проблемой для предпринимателей бытового обслуживания, функционирующих в городах, в настоящее время является деятельность мастеров, работающих без государственной регистрации. Сложно сказать, какую долю рынка они «обслуживают», но судя по количеству рекламных объявлений, публикуемых в газетах, можно предположить, что такого рода мастера охватывают не менее 30% от общего объема услуг, оказываемых в городах. Такие мастера, прежде всего, работают в сфере парикмахерского искусства и пошива одежды, оказывают услуги по ремонту бытовой техники, автотранспортных средств, косметического ремонта жилья. Спрос на строительство дачных домов и коттеджей, хозпостроек также не остается без внимания такого рода мастеров. На рынке действуют как организованные бригады, так и мастера-одиночки. Сюда же можно отнести и оказание услуг по монтажу локальных инженерных сетей, монтажу пластиковых окон и натяжных потолков, металлических дверей. Безусловно, потребительский спрос, при котором предпочтение отдается цене, а не качеству услуг, будет способствовать бурному развитию нелегального рынка услуг. Профильные органы исполнительной власти незаметно для себя подменили ключевые вопросы государственного регулирования рынком услуг на решение повседневных текущих вопросов, которые, безусловно, решать необходимо, но их значение несколько преувеличено. Необходимо восстановить полномочия и компетенции по таким направлениям, как долгосрочное прогнозирование и мониторинг рынка, среднесрочное планирование, разработку стратегий и концепций развития сферы бытового обслуживания, как на уровне муниципалитетов, так и на региональном уровне. В этом смысле нужно активно привлекать отраслевые общественные организации, инициативных предпринимателей, которые участвуя в деятельности общественных советов способны предлагать идеи и отстаивать интересные проекты. Обеспокоенность предпринимателей вызывает всё нарастающий вал контрофактной продукции, оказывающей влияние как на качество, так и на ценовую политику. Не так давно сотрудниками полиции города Москвы была пресечена деятельность лжепредпринимателей, поставлявших контрофактную косметику в салоны красоты и парикмахерские. Ещё неизвестен ущерб, нанесенный здоровью потребителей, которые использовали такого рода средства. У предпринимателей возникает множество вопросов в отношении цены на товары, предлагаемые на вещевых рынках. О какой конкуренции можно говорить, если налицо явная дискриминация отечественных предпринимателей? Безусловно, карательными мерами решить этот вопрос невозможно, необходимо разрабатывать и внедрять экономические рычаги воздействия на поставщиков такой продукции. Отчасти, такой опыт есть у столичного Правительства, которое своевременно оценив ситуацию на рынке пассажирских таксоперевозок, применило экономические меры воздействия, что позволило переломить ситуацию. В рамках формирования цивилизованной конкуренции существует серьезная проблема в отношении статуса, точнее категорийности предприятий сферы услуг. Не секрет, что в целях привлечения потенциальных потребителей многие предприятия необоснованно декларируют высокую категорию. Особенно отчетливо это явление просматривается среди парикмахеров и ателье по пошиву верхней одежды. Различные салоны класса «люкс» и «премиум», «дома моды» и «дизайнерские студии» заполонили улицы городов. Как следствие, вокруг предприятий бытовых услуг появилась масса различных учебных центров и школ мастерства, которые не понятно на каком основании проводят обучение, в том числе и в рамках повышения квалификации мастеров. Фактически, сейчас вокруг предприятий бытового обслуживания сформировалась целая образовательная индустрия, пользующаяся сомнительными методиками и нацеленная лишь на зарабатывание денег. А ведь еще в 2008 году был разработан национальный стандарт ГОСТ Р 53108-2008 «Услуги бытовые. Классификация организаций», в рамках которого есть возможность привести всё в надлежащий порядок. Этот стандарт может стать действенным инструментом государственного регулирования рынка бытовых услуг. «Новая Москва» и перспективы развития бытовых услуг. Между Подмосковьем и Москвой нет государственной границы. Потребителям всё равно, в каком месте получить услугу, для них имеет значение фактор доступности и цена за услугу. Предприниматели находятся в более жестких рамках, поскольку бизнес в сфере оказания бытовых услуг характеризуется территориальной привязанностью, ведь услуги невозможно вывезти в другой район или определить на склад. Таким образом, преимущество имеют те предприниматели, которые открыли бизнес в городах, где потребительский спрос и «проходимость» выше, если сравнивать с сельской местностью. Ранее данная проблема не затрагивала интересы Правительства Москвы, но сейчас, с присоединением новых территорий, она выступает на первый план. Например, нынешнему московскому жителю из поселка Рогово проще и дешевле отвезти неисправный телевизор в Обнинск, чем в сервисный центр, расположенный в столице. При этом, горожанин за услугу заплатит на порядок меньше, чем тот же самый москвич, проживающий в населенном пункте в «Новой Москве», поскольку доставка изделия в ремонт и обратно обойдется ему гораздо дороже. Формируя современные стандарты качества жизни на присоединенных территориях, столичные власти, в частности- Департамент торговли и услуг, неизбежно встанут перед вопросом обеспечения жителей доступным набором бытовых услуг, прежде всего – социально значимых, оказываемых в интересах незащищенных категорий граждан. Одним из решений данного вопроса могут стать предприятия, функционирующие по типу «мультисервис», что удобно для потребителей. Вместе с тем, существующие нормативы обеспеченности в расчете на 1000 жителей в настоящий момент могут не сработать, поскольку в летний период за счет дачников число жителей, пользующихся услугами на конкретной территории может увеличиться в несколько раз. Кроме того, целесообразно обратить внимание, что часть жителей пригорода работает в столице и им удобнее получать услуги по месту работы. Ежедневная миграция трудового населения – серьезная проблема. Другим негативным фактором может стать отсутствие на новой территории свободных помещений, пригодных для размещения предприятий бытового обслуживания. Возникает вопрос- что можно предпринять в этих условиях? Одним из рациональных выходов из данной ситуации может стать строительство быстровозводимых объемно-модульных зданий с целевым назначением под бытовые услуги «мультисервиса». Это позволит сформировать на территории городов или крупных населенных пунктов подобие опорных центров бытового обслуживания населения и отчасти разрешит ситуацию по удовлетворению запросов жителей. Для удовлетворения спроса жителей отдаленных населенных пунктов- деревень и сел, вошедших в состав столицы- целесообразно подумать о создании системы мобильного обслуживания, при этом в состав мобильной группы можно включить фармацевта, который будет обеспечивать жителей лекарственными средствами, специалиста социальной защиты, который будет консультировать жителей по ряду вопросов или нотариуса, приемщика заказов бытовых услуг или мастера-универсала по видам услуг. По нашему мнению, такая схема оказания услуг на новых территориях Москвы позволит в значительной степени удовлетворить потребительский спрос, как местных жителей, так и дачников и жителей коттеджных поселков, позволит сформировать и отработать систему мобильного обслуживания, которую впоследствии можно применить повсеместно не только в Москве, но и других регионах России. Однако, при всех плюсах предложенной идеи, существует проблема, заключающаяся в том, что предприниматели пока не готовы вкладывать деньги в такого рода проекты, что обусловлено неуверенностью в стабильном развитии, что «правила игры» не будут в очередной раз изменены. Как поступить в этом случае, пока решений нет.
Категория: Периодика | Добавил: Михаил (10.10.2012)
Просмотров: 455 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: