2013 » Июль » 29 Казачий бизнес. Куда двигаться?
Более двадцати лет ведутся разговоры о создании экономической базы российского казачества. Однако, надо честно признаться, как таковой базы нет и надежда на ее создание в ближайшие три-пять лет очень призрачна. Можно лишь сожалеть, что этот, безусловно, важный для казачества вопрос отчего-то не находит понимания и поддержки среди ведущих экономистов. Вместе с тем, сегодняшняя ситуация в российской экономики крайне сложная и требует всесторонней и взвешенной оценки. Я не экономист и тем более не являюсь экспертом финансового рынка. Тем не менее, ежедневный анализ экономической ситуации, осуществляемый на основе открытых и доступных источников, в определенной степени позволяет сделать осторожные прогнозы на будущее. Ещё в середине XVIII века один из основоположников экономической теории рынка писал: «В общем в хозяйственной конкуренции всегда выигрывает та страна, в которой проживает и, соответственно, трудится больше людей». Собственно, эта мысль легла в основу формирования концепции добавленной стоимости, и заключается она в том, что только труд человека создает добавленную стоимость, а значит, чем больше людей работает, тем больше добавленной стоимости, то есть богатства, производит и тратит вся страна. Китайская народная Республика является хорошим примером. В начале 90-х у казачества имелась прекрасная возможность не только сформировать собственный бизнес, более того, на основе кооперирования можно было активно развивать межрегиональные и межотраслевые связи, что несомненно, позволило казакам не только решить собственные внутренние проблемы, но и отчасти стать финансово независимыми. Сейчас не имеет смысла обсуждать почему так не случилось. В прошлое мы уже не вернемся, а значит надо думать о дне сегодняшнем.
Фундамент современной хозяйственной системы базируется на созидании, а в ее основе находится человек. Самый обычный работающий человек, производящий продукцию. Однако во второй половине 20 века наиболее экономически развитые страны сделали шаг в эпоху постиндустриального мира, в которой труд изготовителя товара или продукции оказался второстепенным, а на первое место вышли услуги. Медицинские, образовательные, юридические, бытовые, персональные и т.п. За последние тридцать лет сформировалась постиндустриальная надстройка, в которой значительная доля населения уже работает в непроизводственном секторе, а в сфере услуг, что по своей сути является очень неустойчивой конструкцией, не способной прокормить ни страну, ни тем более, обеспечить стабильность прироста ее богатства. Тем не менее, если задуматься, постиндустриальный мир возможен лишь в тех странах, которые, во-первых, смогли накопить мощный промышленный капитал и постоянно развивают современные технологии, а, во-вторых, не забывают об обновлении- модернизации или внедрении принципиально новых технологий. Таким образом их технологическое лидерство предоставляет конкурентное преимущества перед всеми другими, вынужденными становиться «исполнителями» и пользоваться теми технологиями, которые им предоставят наиболее развитые страны. На примере Китая это отчетливо просматривается. Благодаря дешевой рабочей силе, комфортного налогообложения и др. факторам мировым фирмам- изготовителям проще разместить производство в Китае, чем в своей стране, но при этом они не спешат открывать технологические секреты перед китайскими партнерами. Такое отставание в технологиях, безусловно, создает явные преимущества. А что же происходит в России? Сначала, в лихие 90-е, нам всем говорили, что нечего бояться разрушения «советского» производства, «устаревшего» и «неправильного», потому что мы сможем всё купить на глобальном рынке. Как оказалось, таким образом Россию, как одного из реальных конкурентов, отодвинули на задворки. Потом нас всех заверяли в том, что не надо «давать» экономике денег, потому что это может повлечь инфляцию. А без денег мы не смогли осуществить техническое перевооружение, закупить новые технологии, сохранить квалифицированные кадры. Потом нам начали поднимать налоги, чтобы иметь возможность платить пенсии, но при этом не давали денег на реконструирование инженерно-коммунальной инфраструктуры и содержание жилого комплекса зданий. Дороговизна всего и вся фактически свела на нет увеличение пенсий, а «копеечная» монетизация льгот поставила наших стариков на грань выживания. Потом нам сказали, что надо «скакнуть» в инновационный мир, но денег для инвестиций в науку опять не дали. А наши зарубежные партнеры не спешат делиться с нами своими ноу-хау. И оказалось, что мы «застыли» на уровне 80-х годов прошлого века и это отставание только увеличивается. Потом сказали, что нашу «больную» экономику будет вытягивать развивающийся потребительский рынок, но отчего-то забыли о сдерживании тарифов на энергоносители и своевременном ремонте дорог, без чего торговля невозможна. Накладные расходы «сожрали» всю предполагаемую прибыль и выиграли только те, кто работает по «серым» схемам и может минимизировать издержки. Потом в России захотели построить «мировой финансовый центр», но отчего-то не захотели осуществлять в стране размещение акций крупнейших компаний и не допустили на внутренний рынок иностранные банки… Сейчас очевидно для всех, что наши общие «экономические болезни» во многом оказали влияние и на развитие экономической базы казачества. Это напрямую касается казачьих фермерских хозяйств, казачьего производственного малого бизнеса, а также, отчасти, и сферы услуг. Отдельные ныне действующие и успешно развивающиеся казачьи предприятия, скорее есть исключение, и в целом не могут оказать влияния на общую ситуацию. Чего лукавить, российская промышленность утратила свои многие позиции и по сравнению с другими мировыми державами отчаянно недоразвита. Мы толком ничего не производим и гарантированно скатываемся в разряд третьесортных стран. Сложившаяся на сегодняшний день модель «бизнеса на бюджете» исключает всякую возможность экономического развития России. Фактически, в России существует двухсекторная экономика, с одной стороны состоящая из экспортеров сырья, а с другой - из производителей, работающих на внутренний рынок. При этом первые вступают в стадию «снижения спроса» внешними потребителями и уже вынуждены перенацеливаться на внутренний рынок, который абсолютно не готов оплачивать их услуги по мировым ценам. Что касается вторых, то можно заметить, большинство производителей, работающие на внутренний рынок игнорируются государством, что является не только препятствием для их перспективного развития, но ведет к стагнации, а порою и к гибели бизнеса. Сейчас выживают лишь те предприятия, кто может минимизировать издержки. Именно по этой причине широко используется «рабский» труда беженцев из Среднеазиатских республик. А в свою очередь этот фактор влечет нарушение внутреннего социального баланса, складывающегося столетиями совместного этно-конфессионального общежития. Более того, отсутствие крупных и средних производств на региональном и муниципальном уровнях, наряду с использованием труда эмигрантов, создает дефицит приемлемой работы для россиян, влечет их деградацию, а следовательно, усугубляет криминогенную обстановку, оказывает негативное влияние на семейные отношения, на духовно-нравственное здоровье россиян.
Вы не задумывались, отчего в последние годы активно развивающимся бизнесом стала охранная деятельность? Сторожа, вахтеры и охранники, как оказалось стали одними из востребованных «специалистов». По оценкам экспертов на сегодняшний день в этой сфере трудится более 1 300 000 человек. По моему глубокому убеждению, такого рода деятельность во сто крат хуже «коллективизации» 30-х годов, поскольку напрочь отбивает желание работать не только на земле, но и на производстве. При этом не может не вызывать удивления и даже недоумения бурная активность некоторых казачьих обществ по созданию так называемых «народных дружин», что, как мне кажется, является крайне пагубным для всего казачества в целом и влечет иждивенческие потребительские отношения. Сейчас против России ведется идеологическая война, в которой все средства хороши. Общечеловеческие, основополагающие понятия искусно подменяются на второстепенные, препятствующие оздоровлению. От созидательной деятельности мы переходим к так называемому постиндустриальному, активно пропагандируемому Западом, обществу, где на первый план выступает «сфера услуг» и поклонение «злотому тельцу». Взгляните на Общероссийский классификатор услуг населению, охранная деятельность есть не что иное, как один из видов услуг. При этом реальный сектор экономики испытывает дефицит в рабочих специальностях, что находит отражение, как в оборонной промышленности, так и в космической отрасли, не говоря про остальные, где ситуация ещё более удручающая.
Конечно, можно бороться с незаконными мигрантами, выдворять их за счет бюджета назад за рубеж. И такая с позволения сказать борьба будет бесконечной, к обоюдной выгоде всех участвующих сторон. Это может привести к созданию очередной «бюджетной кормушке», когда сопутствующая «инфраструктура» будет требовать на своё содержание всё больше и больше денег из бюджета, позабыв главную цель, ради которой, собственно, всё и затевалась. Каким образом оценить эффективность и результативность такой деятельности? Количеством задержанных? Количеством протоколов? Но разве МВД начало реформу не ради того, чтобы освободиться именно от пресловутой «палочной» системы оценки результативности деятельности? При всём этом, возникает вопрос о том, сколько из задержанных преступников в конечном счете предстало перед судом, чтобы понести заслуженное, т.е. доказанное и обоснованное судом, наказание? Не окажется ли так, что «погоня» народных дружинников за показателями, чтобы оправдать «вложенные» в «дружины» средства повлекут за собой не только откровенные приписки и фальсификации, но и подтолкнут к прямому нарушению закона, к совершению преступлений, в том числе и тяжких? И вот здесь становится непонятным, отчего такие риски не обсуждаются казаками? Каким образом будет осуществляться контроль, в том числе и со стороны общества. Однако, если обратить внимание на развитие производства, направленного на внутренний рынок, можно заметить, что наиболее успешным российским бизнесом является «бизнес на бюджете». Его суть вроде бы благородна — выполнение госзаказа, удовлетворение потребностей государства и общества. Однако, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в бездну. Бизнес, присосавшийся к госбюджетным расходам, ощутил себя в раю: берущие «откаты» бюрократы не могут требовать качественной работы, а потому принятые на себя обязанности можно выполнять спустя рукава, не забывая о себе, любимом. Спрашивать-то всё равно никто не будет. И этот симбиоз пухнущих от государственных денег коррупционеров и их «обслуживающих», чаще всего, недобросовестных бизнесменов стал чуть ли не основным содержанием нашей экономики. Коррупция, как ржа разъедает нашу Отчизну, подобно метастазам проникая в самые отдаленные уголки. Более того, такая вот «откатно-распильная» модель экономики поддерживает ценовой произвол, поскольку здесь скрыт самый элементарный здравый расчет - чиновник видит, что, если «его коммерсант» не завысит цены на работы или услуги, то размер «отката» резко уменьшится, а то и вовсе иссякнет. «Да не оскудеет рука дающего». Именно такой с позволения сказать подход и позволяет «своим» предпринимателям с гарантированной безнаказанностью завышать цены, являя собой «успешных современных предпринимателей». О какой конкурентоспособности, модернизации или внедрении современных технологий здесь можно говорить, если, как сообщают СМИ, бывает так, что фирма – победитель тендера на право оказания госуслуг или работ вообще не имеет персонала, оборудования или техники, за исключением директора и бухгалтера. Кто в реальности будет выполнять работы и за какие деньги – отчего-то не тревожит заказчика. В наших газетах материалы на эту тему публикуются всё чаще и чаще. Вместе с тем есть вопрос к казакам-депутатам муниципальных собраний или являющимся руководителями муниципальных образований, заместителями губернаторов: - Разве Концепция государственной политики в отношении казачества и принятая не так давно Стратегия, разве Президент Российской Федерации и Правительство не ставят перед казаками задачу противодействовать коррупции или обеспечить сдерживание роста тарифов на энергоносители и услуги ЖКХ, оказывать содействие в развитии и благоустройстве территорий, поддерживать и развивать малый бизнес, в том числе и казачий? Отчего ваших слов, вашей внятной позиции по этим вопросам не слышно? Возможно я не справедливо критикую и где-то есть интересные интервью по названным темам. Но, видимо, они носят настолько локальный характер, что отыскать их, например, в новостном разделе Интернета, крайне затруднительно.
В конце июля Д.А.Медведев провел заседание Правительства России по вопросу технологического развития. По его мнению "наша экономика пока остается слабо конкурентоспособной, она покоится, в значительной мере, на завышенных ценах, на тех инвестициях, которые не всегда находят себе применение, на слабом технологическом развитии". В своем выступлении он отметил, что "развивать конкуренцию необходимо в тех отраслях, которые затрагивают интересы большинства наших граждан, это касается качества жизни". "Я имею в виду ЖКХ, я имею в виду общественные перевозки, услуги связи, медицинские услуги и целый ряд других сфер". По оценке премьера, уровень развития конкурентной среды в регионах "остается разным и во многом зависит от позиции местных властей, от профессиональной подготовленности управленческих команд". Почти одновременно с этим, также в конце июля с резкой критикой ситуации в сфере ЖКХ, когда нормативы потребления коммунальных услуг на порядок выше факта, выступил заместитель председателя правительства Дмитрий Козак. Своё мнение он высказал на совещании по вопросу об ограничении роста тарифов ЖКХ, в рамках которого отметил важность вопроса приведения нормативов потребления коммунальных услуг РФ к фактическому значению их потребления. "Практика показывает, что в большинстве случаев нормативы потребления коммунальных услуг в некоторых регионах и муниципальных образованиях значительно, на порядок превышают фактическое потребление коммунальных ресурсов. Эта ситуация недопустима", - сказал Д. Козак, поручив Министерству регионального развития внести в постановление правительства соответствующие поправки, которые будут предусматривать открытость информации о нормативах потребления коммунальных услуг для сравнения с фактическим потреблением. Ежедневный мониторинг СМИ и интернета по названным вопросам не дал результатов. Отчего-то казаки обошли эти темы стороной, будто их не беспокоит рост тарифов. Будучи некогда лидером индустриального мира, Россия за последние четверть века стала «торгово-купеческой» и «откато-распильной» страной, где большинство предпринимателей попросту занимаются перепродажей товаров или продуктов, при том, не самого лучшего качества. Телерепортажи компании НТВ, др. телеканалов это наглядно демонстрируют. Чтобы изменить ситуацию активность проявляют объединения потребителей России, такие предпринимательские сообщества, как «ОПОРА России», «Деловая Россия», др. отраслевые ассоциации. Уже есть позитивные сдвиги и деятельность в этом направлении расширяется. Начал действовать всероссийский проект «Народный контролер», инициатором которого является Объединение потребителей России. И опять казаки отчего-то оказываются в стороне, не проявляют инициативы, чтобы поддержать проект, включиться в него. При очевидных для всех преимуществах совместной деятельности, возникает ощущение, что казачество движется какой-то своей, «особенной» дорогой, которая «выпадает» из общих интересов. Всё чаще ведутся разговоры о реабилитации применительно к реституции – возврату некогда изъятого у казаков имущества. При этом, отчего-то из вида упускается, что живы потомки дворян и помещиков, которые также вправе потребовать возврата имущества, в том числе и находящегося в музеях. К чему всё это приведет, объяснять не требуется.
Конечно, опираться на память предков нужно, они заслуживают уважения и почитания. Но при этом, применительно к современной жизни, хорошо бы на деле доказать, что казаки достойные продолжатели славных дел. А пока мы видим системный кризис, топтание на месте и бесконечные обсуждения «непонятно чего». Не нужно быть экономическим аналитиком, чтобы заметить, что экономика страны находится в бедственном положении. Как отмечает большинство экспертов, единственный показатель, по которому мы отчасти опережаем другие страны - это доля внутренней торговли в ВВП. Безусловно, торговля не требует долгосрочного капитала, по сравнению с производством, оборот имеет более короткие сроки, но при всём этом, торговля дает маленькую маржу и при отсутствии стабильного внутреннего производства, если возникнут неблагоприятные внешние обстоятельства, она не может жить долго — дефицит внутреннего производства постепенно сожмёт внутренний рынок. Что будет, если поставки из-за рубежа сократятся?
К тому же, отсутствие качественной и разветвленной сети дорог при огромной протяженности территории так же является неблагоприятным фактором, оказывающим сейчас отрицательное влияние. Но, вместе с тем, территориальное расположение России позволяет говорить о трансконтинентальном проекте, например, Смоленск- Владивосток- Пекин- Токио. Современная дорожная инфраструктура транзитных автоперевозок из Юго-восточной Азии в Европу и обратно позволит решить не только внешние задачи, но в том числе обеспечит динамичное развитие внутреннего рынка, продвижение туризма, развитие небольших сельхозпредприятий с побочным производством по переработки продукции и т.п. Очевидно, что территориальное расположение проектируемой дорожной сети непосредственно затронет интересы различных ВКО, что опять же окажет позитивное влияние на развитие казачества и расширение межрегиональных и межвойсковых связей. Наряду с этим не следует забывать и о демографической «яме» и кадровом «голоде» реального сектора экономики. Собственно, уже сейчас оборонка и космическая отрасль стали своеобразным индикатором состояния всей нашей промышленности. Предлагаемая идея поможет смягчить негативные последствия этого.
Сегодня мы все наблюдаем откровенную товарную интервенцию России, усугубляемую коррупцией и излишним администрированием, что при определенных обстоятельствах может реально поставить под угрозу не только обороноспособность, но и независимость страны. Прямая заинтересованность нечистоплотных чиновников, кормящихся за счет бюджета через «своих» бизнесменов есть прямое предательство интересов нашей страны, поскольку не только разлагает бизнес, делая его неконкурентоспособным, но и препятствует через различные административные барьеры развитию более эффективного и результативного бизнеса.
Но, собственно говоря, удивляет даже не эти названные обстоятельства, о которых ежедневно сообщают СМИ, а необъяснимая молчаливая позиция казаков. Отсутствие масштабных проектов и идей, имеющих общегосударственное значение, которые есть возможность обсудить на президентском совете по делам казачества, наводит на грустные размышления. А как относиться к необъяснимым требованиям о предоставлении сотен гектаров земли или коньячного завода, др. имущества? Если разбираться по сути, большинство казачьих «проектов» и так осуществляется за счет средств госбюджета, что вредно и опасно для казачества. Требование о предоставлении исключительных преференций после 20 лет возрождения, вызывает недоумение. Если за прошедшее двадцатилетие казаки не смогли сформировать собственную экономическую базу, имея мощную поддержку, в том числе и на законодательном уровне, то кто гарантирует, что направленные преференции будут использованы рачительно, на пользу всем? В огромном массиве самой разнообразной информации, размещенной как в Интернете, так и печатных или телевизионных СМИ, очень непросто отыскать скудные сообщения, в которых казаки или господа атаманы высказали собственную позицию по тому или иному вопросу, вызывающему обеспокоенность общества, предложили для обсуждения идеи и проекты, поделились размышлениями о будущем казачества. Каким будет казачество через 50 лет, вопрос не праздный. Ответственность за будущее сегодня лежит на нас.
Михаил Переславцев
Материал размещен на сайте: http://kazak-center.ru/news/kazachij_biznes_kuda_dvigatsja/2013-07-29-2578
|