Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
Периодика [71] |
Главная » Статьи » Статьи » Периодика |
ГОСУДАРСТВО, ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Взгляд на проблему формирования потребительской политики
Никто не ставит под сомнение, что каждый из нас, с момента рождения и до скорбного дня прощания, является потребителем. И, конечно же, каждый желает жить в удобных комфортных условиях, совсем не задумываясь о таких проблемах, как качество товаров или культура обслуживания. Для обычного человека это естественно, само собой разумеющее. Удобство окружающего мира применительно к нашим личным повседневным потребностям, наверное, и есть тот самый стандарт качества жизни, о котором так много и долго говорят ученые мужи. Но это, так сказать, мечты о «светлом идеале».
К сожалению, в обыденной жизни всё обстоит несколько иначе. Конечно, можно не замечать хамства продавцов в магазинах или обмана торговцев с рынков, или «цивилизованного» введения в заблуждение банковским клерком, когда с удивлением узнаешь, какие огромные проценты предстоит выплачивать банку за кредит. Можно игнорировать очевидные нарушения собственных прав потребителя, обоснованно полагая, что собственные нервы и время гораздо дороже, чем та самая маленькая победа над лукавым предпринимателем.
Есть и другой вариант. Например, занять позицию вечного «искателя справедливости», для которого целью является не столько устранение причин нарушений, сколько стремление любым способом самоутвердиться, прослыть этаким «крутым парнем», одержавшим «победу» над малообразованным продавцом, к тому же, плохо говорящим на русском языке.
Каждый из нас, потребителей, выбирает собственный путь. Но при всём том возникает разумный вопрос: – Что будет, если продолжать молчать и упорно не замечать недостатков? Ответ очевиден, проблема лишь усугубится. Так как же следует поступать, когда сталкиваешься с нарушениями своих интересов, своих прав потребителя? Ответ только один - надо объединяться, чтобы вместе сформировать такие условия, при которых нарушать права будет невыгодно и стыдно. При этом, такой призыв к объединению должен быть обращен не только к потребителям, но и к представителям органов государственной власти, к предпринимательскому сообществу России. Невозможно решить проблемы одних, не считаясь с интересами других.
Не так давно, 16 января, в Саранске, на заседании Президиума Государственного совета об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей, Д.А. Медведев, исполнявший в то время обязанности Президента России, очень верно заметил, что в современной России, по сути, сформировался принципиально новый институт права, который регулирует различные аспекты потребительских отношений. Центр всей государственной политики должен быть ориентирован на конкретного человека, его повседневные запросы и ожидания.
Государство должно стремиться сформировать современные стандарты качества жизни. При этом, решения власти должны быть обоснованными не только с позиций экономических показателей, они должны быть социально справедливы.
По данным переписи 2010 года, население России составляет 142 905,2 тысячи человек. Однако, справедливости ради, надо заметить, что число трудоспособного активного населения неуклонно снижается, а численность людей пожилого возраста, напротив, увеличивается и по оценкам экспертов, к середине столетия в России будет проживать более 40 млн. пенсионеров.
Что ожидает нашу Отчизну в будущем? Уже сейчас понятно, что принятые государством социальные обязательства, не обеспеченные поддержкой со стороны предпринимательского сообщества, без формирования прозрачной и внятной системы государственного регулирования, обречены на печальный финал. Даже при самых благоприятных внешних факторах и позитивной конъюнктуре на мировом рынке государство не сможет «вытянуть» всех пенсионеров и социально незащищенных категорий льготников.
Здесь на первый план выступает вопрос социальной ответственности предпринимательского сообщества, а также вопросы продвижения социально ориентированного партнерства, прежде всего, в интересах незащищенных категорий потребителей. На настоящий момент в ряде регионах уже реализуются интересные проекты, в рамках которых торговые организации осуществляют адресную поддержку льготных потребителей. Похожие акции существуют и в сфере бытового обслуживания.
Однако, основным недостатком названных проектов является их территориальная локализация и краткосрочность. Опять же, следует заметить, что большинство такого рода проектов реализуется в крупных городах, где предприниматели могут перенацелить часть прибылей от более рентабельных видов деятельности в интересах малообеспеченных потребителей. В сельской местности, рабочих поселках и малых городах России ситуация с такой поддержкой находится в катастрофическом положении. Люди лишены элементарных повседневных бытовых услуг, а бизнес не видит мотивации для продвижения в российскую глубинку. Назрела необходимость на законодательном уровне дать внятное и ясное понятие, что же такое - социальное предпринимательство. Надо на государственном уровне поддержать инициативных людей, желающих развивать это направление бизнеса. Здесь явно просматривается крепкая взаимосвязь между интересами потребителей, прежде всего, социально незащищенными и социально ориентированным бизнесом, нацеленным на удовлетворение запросов таких категорий потребителей.
Проблема заключается в том, что чиновники слишком прямолинейно решают вопросы удовлетворения запросов потребителей. Привычная с советских времен «уровнительно - распределительная система» начинает давать сбои, она уже не в состоянии решать масштабные задача, а экономические рычаги воздействия на предпринимательское сообщество так и не были сформированы. Решения принимаются скоропалительно, поддаваясь сиюминутным задачам, без всесторонней оценки возможных рисков и негативных последствий. Потом приходится «резать по-живому», по ходу менять правила игры, что вызывает у предпринимателей недоумение, порождает недоверие, а, в конечном счете, негативно отражается на деловой репутации органов исполнительной власти.
Как-то так сложилось, что никто не хочет обратить внимание на такой немаловажный фактор, как территориальная самобытность потребительского сообщества. Ведь не секрет, что потребители в разных регионах России имеют различные потребительские запросы. Кому-то необходимы мобильные формы торговли и бытового обслуживания, что актуально для сельской местности и отдаленных рабочих поселков. Районы Крайнего Севера накрепко привязаны к «зимникам»- естественным дорогам, по которым можно добраться до стойбищ и удаленных поселений. В Татарстане и Башкортостане, например, активно продвигается халяльная продукция и предпринимателям, безусловно, надо с уважением относиться к религиозным и этническим обычаям и традициям. Конечно, создать благоприятные условия в интересах потребителей- горожан гораздо проще, чем обеспечить жителей сельской местности востребованными услугами. Но такой упрощенный подход, при кажущейся на первый взгляд экономической целесообразности, является не только пагубным, но, более того, он оказывает самое непосредственное влияние на безопасность и территориальную целостность нашей Родины.
Чего лукавить, если через нас - потребителей- осуществляется товарная интервенция страны. Зависимость России от импорта перешла границу допустимого. И не только на бытовом уровне. Есть серьезные трудности в производстве военной техники. Катастрофически недостает квалифицированных рабочих кадров. И это на фоне безудержного развития системы высшего профессионального образования. Откровенный диктат мировых фирм-изготовителей, дилеров-поставщиков и продавцов в ценовом сегменте, а также в гарантийном обслуживании товаров повседневного спроса и длительного пользования лишь способствуют увеличению дисбаланса потребительского рынка.
Не нужно быть аналитиком, чтобы заметить, как сфера бытового обслуживания теряет технологически сложные, капитало и энергоемкие производства, требующие квалифицированных специалистов. При этом, как грибы после дождя, бурно развиваются высокорентабельные виды услуг, не требующие значительных вложений в бизнес. Являясь огромным рынком сбыта зарубежных товаров, Россия в то же время утрачивает собственный производственный потенциал. Зарубежные партнеры не спешат делиться с нами своими технологиями и современными разработками, но настойчиво и целенаправленно внедряют в наши головы идеологию потребления.
Сегодня, одной из основных функций государства должно стать прогнозирование развития и перспективное планирование. И не только в сфере экономики. Государству необходимо определиться с общенациональными приоритетами в интересах долговременного развития страны. Применительно к потребительскому рынку, одним из таких способов достижения намеченных целей, может стать формирование и внедрение системы государственного регулирования, прежде всего, в вопросах предоставления социально значимых услуг.
Применительно к современному этапу, государству целесообразно озаботиться формированием системы гарантий минимальной обеспеченности и доступности товаров повседневного спроса или социально значимых бытовых услуг в интересах, социально незащищенных и малообеспеченных потребителей. Параллельно поддерживая и поощряя развитие социального предпринимательства. В будущем, такая система позволит смягчить социальную напряженность в обществе и реально поддержит людей, нуждающихся помощи. В этой связи на первый план выступает вопрос межсекторного партнерства, в рамках которого необходимо сформировать условия для конструктивного и равноправного диалога государства, общества и бизнеса.
Сейчас многое зависит, как от личной инициативы и энергии граждан, так и критической оценки предпринимательским сообществом собственного места и роли в обществе. В готовности к самоорганизации и проявлению социальной ответственности. При этом, если бизнес готов начать движение на встречу обществу, общество тоже должно сделать шаг навстречу и постараться изменить своё негативное отношение к предпринимателям. Довольно сетовать на свою жизнь.
Настало время собраться вместе и подумать о Стратегии государственной потребительской политики. За нас этого никто делать не будет.
Переславцев Михаил Сергеевич
| |
Просмотров: 1523 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |