Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
Периодика [71] |
Главная » Статьи » Статьи » Периодика |
Департамент торговли и услуг города Москвы
По материалам официального сайта: http://dtu.mos.ru/deyatelnost/bytovoe_obsluzhivanie/text863.php Мониторинг платных и бытовых услуг за 1 квартал 2012 год (по оперативным данным Мосгорстата). За 1 квартал 2012 год объем реализации платных
услуг по Москве составил 254 млрд.руб. или 106,9% к уровню прошлого года. Объем реализации бытовых услуг за 1 квартал 2012 года составил 4,6 млрд. руб. Индекс физического объема бытовых услуг населению (темп роста к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах) – 97%, темп роста к соответствующему периоду прошлого года в фактических ценах составил 105,5%. Рост индекса физического объема наблюдается по следующим видам бытовых услуг:
- ремонт, окраска и пошив обуви – 103,6%;
- химическая чистка и крашение – 107,9%;
- услуги бань и саун – 109,5%.
По остальным видам бытовых услуг наблюдается незначительное снижение индекса физического объема:
- по услугам фотографий – 84,1%;
- по услугам прачечных – 91,3%;
- парикмахерских – 98,9%;
по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий – 96,8%;
- ритуальным услугам – 96,5%;
Индекс физического объема остался неизменным по следующим видам бытовых услуг: изготовление и ремонт мебели, услуги по прокату, прочие виды бытовых услуг. Наибольший удельный вес в объеме бытовых услуг занимают: - ритуальные услуги– 38,1%; - услуги парикмахерских –19,5%; - ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий –7,6%; - услуги бань и саун – 7,4%; - ремонт и пошив одежды – 5,6%; - изготовление и ремонт мебели – 5,4 %; - услуги фотографий – 4,2%; - химическая чистка и крашение – 4,2%; - прочие услуги – 3,3%. - ремонт, окраска и пошив обуви – 2,3%; - услуги прачечных – 2,1%; - услуги проката – 0,3%.
Концепция республиканской целевой программы «Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Республике Татарстан на 2011-2013гг.».
По материалам http://www.pitportal.ru/analytics/10938.html На сегодняшний день в Республике Татарстан функционирует около 15 тыс. предприятий розничной торговли, 4,5 тыс.предприятий общественного питания, более 4 тыс.предприятий бытового обслуживания, 92 рынка, на которых созданы 30,5 тыс. торговых мест. На предприятиях потребительского рынка республики работает 18,5% от численности занятого населения Татарстан, что составляет 334,7 тыс.человек.
В отраслевой структуре валового регионального продукта Республики Татарстан доля потребительского рынка товаров и услуг занимает второе место после промышленности и составляет 13%.
По объемам оборота розничной торговли и общественного питания Республика Татарстан входит в первую десятку среди регионов Российской Федерации, а по объему оборота бытового обслуживания населения находится на 3 месте в Российской Федерации.
Общий годовой объем оборота потребительского рынка в 2009 году составил около 434 млрд.рублей (в том числе: розничной торговли составил 393,9 млрд.руб., общественного питания 19,2 млрд.руб., объем бытовых услуг – 20,7 млрд.руб.). При этом, в прошлом году в связи с влиянием мирового кризиса наблюдалось снижение темпов роста объемов потребительского рынка, что напрямую коррелирует со снижением темпов роста покупательной способности населения. Основу рыночной инфраструктуры сферы потребительского рынка составляет средний и малый бизнес.
В 2010 году доля частного сектора в структуре реализации бытовых услуг составила 90%, в сфере общественного питания - 98%. Доминирование малого бизнеса обусловлено ориентацией сферы услуг на локальные рынки. Бытовые услуги. За 7 месяцев 2010 года населению республики оказано бытовых услуг на сумму 12,8 млрд. рублей, или, 103,3% к соответствующему периоду 2009 года. Удельный вес бытовых услуг в структуре платных услуг населению составляет 15,1%.
В структуре общего объема бытовых услуг удельный вес отдельных видов услуг распределяется следующим образом:
ремонт и строительство жилья составляет 41,1%,
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования – 16,6%,
ритуальные услуги – 11,7 %,
услуги парикмахерских – 7,6%,
ремонт и пошив швейных и меховых изделий – 4,7 %.
В бытовом обслуживании населения приоритетно развиваются услуги парикмахерских, различных салонов красоты и здоровья, клининговые услуги, химической чистки одежды и автосервис.
Недостаточно развивается сеть предприятий по предоставлению услуг проката, ремонта бытовой техники и прачечных. Перечисленные сегменты услуг развиты, прежде всего, в городской местности. В сельских районах республики в структуре услуг по-прежнему доминируют социально-бытовые услуги традиционного типа. А в отдаленных и малонаселенных пунктах сельских районов республики практически отсутствуют услуги бытового обслуживания для населения.
Результатами недостаточного развития оптового звена являются:
- удорожание стоимости товаров и услуг;
- отсутствие прогнозируемого запаса товаров первой необходимости;
- узкий ассортимент товаров в торговой сети, в том числе республиканских производителей, что влечет колебания и непредсказуемый рост цен в розничной торговле. Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения является одной из главных социальных задач развития потребительского рынка республики в среднесрочной перспективе.
На сегодняшний день 64,8% населения республики имеют среднедушевые доходы ниже среднедушевого дохода в целом по республике, а 8,6% татарстанцев имеют доход ниже прожиточного минимума. Структура потребительского рынка республики должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров и услуг. В настоящее время предприятия, реализующие продукцию по относительно низким ценам, в республике почти отсутствуют. Возникает вопрос сохранения социально значимых видов услуг, не представляющих коммерческого интереса для предпринимателей. Особенно остро эта структурная проблема проявляется на рынке бытовых услуг и услуг общественного питания. Кроме того, население с доходами ниже прожиточного минимума нуждается в дополнительной поддержке, поскольку предлагаемый дискаунтерами уровень цен не обеспечивает ему потребление на уровне стандартов потребительской корзины. Требует решения задача повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Особенно это актуально в преддверии проведения Универсиады 2013 года, когда качество предоставляемых услуг гостям будет одним из факторов в формировании имиджа республики. Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованного сектора потребительского рынка – на рынках и мелкорозничной сети, где реализуется основная масса подобной продукции. Конкурентоспособность секторов рынка услуг находится на низком уровне. Актуальной остается проблема несанкционированного оказания услуг торговли, питания и бытового обслуживания населения. Указанная деятельность осуществляется гражданами, не зарегистрированными в налоговых органах, вне помещений, часто под открытым небом на приспособленном оборудовании, что создает в том числе и нездоровую конкуренцию для предпринимателей. Сохраняется проблема обеспечения товарами и услугами повседневного спроса населения труднодоступных и малонаселенных пунктов республики. В сельских местностях Республики Татарстан (26% населения) наибольшее значение приобретает рациональная организация обслуживания между сельскими поселениями, так как более или менее полный комплекс сферы услуг может быть создан только в населенных пунктах с населением не менее 2 – 3 тыс.жителей. Но таких населенных пунктов немного, в них проживает незначительная часть сельского населения республики. Среди населенных пунктов преобладают деревни и поселки с числом жителей менее 200 человек. Как правило, они целиком зависят в отношении обслуживания от ближайших более крупных пунктов, расстояние до которых, состояние дорожной сети и наличие автобусного сообщения между ними имеют немалое значение. В Республике Татарстан проживает более 300 тыс.инвалидов, это 8% от всего населения. Вопрос обеспечения доступности предприятий потребительского рынка и услуг для лиц с ограниченными возможностями в республике остается не решенным.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 ноября 2010 г. N 431
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 2010 - 2014 ГОДЫ Во исполнение статьи 7 Закона Республики Башкортостан "Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" и в целях обеспечения устойчивого функционирования и стабильного развития бытового обслуживания населения Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Программу развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010 - 2014 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей. Бытовое обслуживание населения является многофункциональной сферой, которая способствует увеличению свободного времени работающего населения, освобождая его от многих трудоемких работ по ведению домашнего хозяйства, рациональному использованию денежных доходов семьи, созданию предпосылок для роста трудовых ресурсов республики. Обеспечивая ремонт различных предметов длительного пользования, бытовые услуги оказывают положительное воздействие на рост уровня жизни населения. Деятельность в сфере бытового обслуживания, ориентированная на высвобождение рабочего времени населения, создает дополнительные возможности для повышения профессиональной квалификации человека, развития интеллектуальных и физических способностей личности, для роста социальной активности человека. Сфера бытовых услуг, занимая 11,7% в структуре платного сервиса, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан. Данную отрасль сегодня представляют свыше 8 тыс. предприятий, оказывающих населению услуги бытового характера. В сфере бытового обслуживания занято около 30 тыс. человек. За последние пять лет объем бытовых услуг, предоставленных населению республики, увеличился почти в три раза. Основные показатели бытовых услуг населению представлены в следующей таблице: Наименование показателя Годы 2005 2006 2007 2008 2009 Объем бытовых услуг населению, млрд. рублей 6,3 7,8 9,9 14,5 16,7 Темп роста, % 109,7 114,2 116,8 123,7 107,5 Объем бытовых услуг на душу населения, рублей 1548,5 1920,4 2450,8 3566,4 4112,0 В 2009 году жителям Республики Башкортостан оказано услуг бытового характера в сумме 16,7 млрд. рублей, что на 7,5% больше, чем за 2008 год. Основную часть объема бытовых услуг традиционно составляют следующие виды: ремонт и строительство жилья (52,1%), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (11,1%), ремонт и пошив одежды (8,0%), ремонт бытовой техники (6,6%), парикмахерские услуги (5,6%). Наибольший рост покупательского спроса наблюдался на услуги фотоателье (на 23,4%), по ремонту и пошиву обуви (на 16,7%), по ремонту и пошиву одежды (на 12,4%), парикмахерские услуги (на 11,7%). Республика Башкортостан по объему оказанных услуг бытового характера в расчете на одного жителя входит в тройку лидеров среди субъектов Приволжского федерального округа, за 2009 год этот показатель составил 4112 рублей. Несмотря на позитивные результаты развития сферы бытового обслуживания населения в целом по республике, сегодня наблюдается неравномерность размещения предприятий данной отрасли. Наименее развита сеть бытовых услуг в отдаленных районах, на селе, на окраинах городов, что обусловлено не только различием в плотности населения, но и дифференциацией платежеспособности жителей. Имеется существенный разрыв в показателях объемов бытовых услуг на душу населения по городам и районам. Система бытового обслуживания населения в республике представлена совокупностью хозяйствующих субъектов различных форм собственности. По состоянию на 1 января 2010 года на территории Республики Башкортостан действует 8645 предприятий (объектов) бытового обслуживания населения (больше, чем в 2008 году на 15,8%) и 295 приемных пунктов, в том числе: индивидуальных предпринимателей - 6070 ед.; муниципальных предприятий - 95 ед.; в системе Башпотребсоюза - 26 ед. От общего числа предприятий 98,5% приходится на долю субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, практически все виды услуг в данной сфере предполагают развитие предпринимательства. Целями Программы являются: обеспечение устойчивого функционирования и стабильного развития бытового обслуживания населения; удовлетворение потребностей жителей республики в услугах, соответствующих мировым стандартам качества и безопасности; внедрение новых форм обслуживания и видов бытовых услуг; повышение уровня доступности населения к услугам бытового характера в сельской местности; насыщение рынка социально значимыми видами бытовых услуг. Достижение поставленных целей связано с решением следующих задач: совершенствование и формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей регулирование в сфере бытовых услуг; определение принципиальных подходов к разработке механизмов рационального размещения объектов бытового обслуживания населения, внедрение передовых технологий и современных форм обслуживания населения, предоставление дополнительных видов бытовых услуг; улучшение качества оказываемых услуг бытового характера и культуры обслуживания; повышение роли и ответственности администраций муниципальных образований республики в обеспеченности населения бытовыми услугами; обеспечение доступности социально значимых бытовых услуг в сельской местности; создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий; восстановление инвестиционной привлекательности сферы бытового обслуживания населения; развитие малого и среднего предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения; обеспечение сферы бытового обслуживания населения квалифицированными кадрами, достижение качественного и количественного состава квалифицированных кадров, соответствующего потребностям организаций бытового обслуживания населения. Реализация Программы позволит достичь следующих результатов: индекс физического объема бытовых услуг не ниже 107% ежегодно; рост объема бытовых услуг в расчете на одного жителя на 15%; увеличение доли бытовых услуг в общем объеме платных услуг до 13%; сокращение разрыва в значениях показателя объем бытовых услуг на душу населения в разрезе муниципальных районов; обеспечение доступности услуг бытового характера для всех категорий граждан; удовлетворение потребностей жителей республики в услугах, соответствующих мировым стандартам качества и безопасности; внедрение новых видов бытовых услуг и форм обслуживания; расширение спектра бытовых услуг; социальная поддержка малообеспеченных слоев населения; обеспечение населения сельской местности социально значимыми видами бытовых услуг; увеличение количества объектов бытового обслуживания, в том числе комплексных приемных пунктов. Постановление главы Администрации городского округа г. Уфа РБ от 31.01.2011 N 203 "Об утверждении городской Программы развития сферы бытового обслуживания населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011 - 2014 годы" | |
Просмотров: 4568 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 8 | |||||||||
| |||||||||