Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
Периодика [71] |
Главная » Статьи » Статьи » Периодика |
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗЫ, ПЛАНЫ.
М. Переславцев, сполнительный директор Региональной Ассоциации МультиСервиса
О российском бытовом обслуживании, его проблемах и перспективах развития молчали более двадцати лет. Конечно, имелись единичные случаи, когда в рамках той или иной предпринимательской группы или отраслевой общественной организации, как правило, сформированной по видовому признаку, то есть- по виду предоставляемых услуг, предпринимались беспомощные попытки вынести на общественное рассмотрение проблемные вопросы отрасли, обобщить их и на этой основе, сформулировать мнение предпринимателей, чтобы транслировать его в адрес чиновников. Однако, справедливости ради надо заметить, что каких-то реальных успехов такая деятельность не принесла.
Для многих предпринимателей стало привычным при каждом удобном случае сетовать на проблемы ведения бизнеса, критиковать власти. Воспоминания о прошлом, о расцвете бытового обслуживания во времена СССР тесно переплелись с критиков современности. Критиковать власть, порою за дело, а чаще всего- нет, стало для многих "профессиональной" необходимостью.
А между тем ситуация в сфере бытового обслуживания ни только не улучшилась, а, напротив, лишь усугублялась. К середине 90-х годов сфера бытового обслуживания фактически полностью утратила контроль за некогда огромной отраслевой инфраструктурой. Свободный, порою ни чем и ни кем не ограниченный бизнес и приватизация развалила систему, нарушила горизонтальные и вертикальные связи-скрепы, что привело российское предпринимательское сообщество сферы бытового обслуживания в кризисную ситуацию, усугубляемую резким спадом потребительского спроса и платежеспособности на фоне развивающегося дисбаланса рынка услуг.
Идеологическая и материальная разобщенность, отсутствие внятных целей и задач, личные амбиции части руководителей предприятий и общественных организаций– всё это не могло не способствовать всё нарастающей раздробленности предпринимательского сообщества, его дезориентации в современном и бурно развивающемся рынке.
Однако, следует заметить, что тот период можно охарактеризовать, как период «радужных ожиданий и надежд». Предприниматели, получив достаточную по объему свободу действий, полные энергии и чистолюбивых устремлений, стали активно продвигать собственный бизнес, безусловно, многим рискуя, порою даже жизнью. Они в одиночку преодолевали всевозможные препятствия и трудности, и их бизнес развивался скорее не благодаря, а, как правило, вопреки деятельности государства, которое в то время было занято решением иных, более важных для себя вопросв. Тем не менее, благодаря деятельности многочисленных "челноков" и "кустарей- кооператоров" товарный дефицит и потребительский спрос на услуги удалось удовлетворить, социальная напряженность, будоражещее общество в начале 90-х годов сошла на нет, ситуация стала стабилизироваться. Однако, именно в то время, благодаря несогласованности действий, раздробленности, а порою - личной корысти, некогда мощная отрасль, имевшая собственное министерство и огромную инфраструктуру окончательно утратила монолитность и раздробилось на множество «удельных княжеств», каждое из которых бдительно отслеживало «чужаков», изредка пытавшихся "перетащить на себя одеяло".
Именно в то период, 20-15 лет тому назад на останках былого величия сформировалось несколько десятков отраслевых общественных организаций - ассоциаций, некоммерческих партнерств, ремесленных палат, гильдий, в своем большинстве представлявших, в лучшем случае региональное предпринимательское сообщество, а чаще всего - интересы предпринимателей отдельно взятого муниципалитета. Принцип территориальной ограниченности на тот момент сыграл со всеми злую шутку, сместив интересы общественных организаций, их цели и задачи с федерального уровня на региональный и даже - муниципальный. Такая "зашоренность" впоследствии оказало самое пагубное влияние на всю ситуацию в сфере бытовых услуг. Заигрывание с чиновниками и отдельные попытки отраслевых общественных организаций, предпринимаемые с целью построить «коммунизм» в отдельно взятом субъекте Федерации, как правило заканчивался ни чем и лишь усугубляли и без того непростую ситуацию.
В отдельных случаях предпринимались попытки объединить разрозненные силы в более мощную структуру федерального уровня, с мнением и позицией которой считались бы не только предприниматели, но стали бы прислушиваться и чиновники регионального и федерального уровня. Однако, ошибочный выбор вектора движения на первоначальном этапе и явно просматривающаяся личная заинтересованность в конечном результате, к сожалению, не позволили добиться намеченных целей. Проект прекратился на первоначальном этапе, так и не сформировав основу для объединения предпринимательского сообщества, как по горизонтали (между общественными организациями), так и по вертикале. Выстроить стройную и понятную вертикальную структуру не удалось.
Большинство отраслевых общественных организаций заняли позицию стороннего наблюдателя и основной своей целю полагали лишь привлечение новых членов. Процесс разделения по видовому признаку окончательно перерос в процесс дробления на более мелкие сегменты. Общественных организаций становилось всё больше, а ситуация в сфере бытового обслуживания лишь усугублялась. К началу 2000-х годов бытовые услуги на 85% утратили свои позиции в сельской местности и малых городах России. Повсеместно стал нарастать миграционный процесс, перемещение наиболее предприимчивых и энергичных предпринимателей в крупные города и мегаполисы, в столицу. Эти процессы не могли не отразиться на культуре обслуживания и качестве услуг. Постоянно изменяющиеся «правила игры», отсутствие уверенности в стабильности стали тормозом для внедрения современных технологий, модернизации оборудования, кардинального изменения системы управления. Бизнес сферы бытового обслуживания вступил в стадию деградации, окончательно утратив целенаправленность и поступательность. Сейчас можно лишь сожалеть об упущенном времени и тех возможностях, которые имелись на тот период. Большинство отраслевых общественных организаций так и не сумели стать объединительными центрами, способных отстаивать интересы предпринимателей, не сумели укрепить авторитет перед государственными структурами. Ограничение восприятия проблемы территорией функционирования или видом предоставляемых услуг, безусловно, сужал их возможности активной общественно-политической деятельности. Такое положение дел не могло не отразиться на предпринимателях, их отношении к общественным организациям, чья деятельность чаще всего была направлена только на получение средств для собственного содержания путем организации ярмарочно - выставочных мероприятий, различных обучающих курсов и привлечения в свои ряды всё новых и новых членов. Однако, самым пагубным последствием этого явилось утрата отраслевыми общественными организациями авторитета перед предпринимателями, вследствие чего в предпринимательской среде возникло чувство неуверенности в позитивных переменах. У предпринимателей возникло чувство несбывшихся надежд, разочарование от собственного бизнеса, который для многих стал подобием чемодана без ручки - и бросить жалко, и нести тяжело. Именно отсюда берут свое начало безинициативность, инертность, иждивенческие настроения, личная леность. Негативные последствия этой ситуации ещё только предстоит оценить. Между тем участие представителей отраслевых общественных организаций в мероприятиях, организуемых государственными или муниципальными органами стало носить всё более формальный характер, где им отводится роль этакого «свадебного генерала», который в нужный момент, так сказать, «выразит обобщенное мнение общественности» и тем самым придаст легитимность чиновничьему решению. Об истинных заботах и чаяниях предпринимателей никто уже не вспоминал. В результате, к концу первого десятилетия XXI века сфера бытового обслуживания оказалась в крайне затруднительной ситуации, фактически находясь в тени бурно развивающейся торговли. Во многих профильных органах исполнительной власти, как регионального, так и муниципального уровней, из штатного расписания фактически были исключены или резко ограничена численность должностей специалистов сферы бытового обслуживания. В свою очередь такое положение дел привело к утрате государственного регулирования рынка бытовых услуг, включая такое важное направление, как оказание социально-значимых бытовых услуг. Деятельность государственных органов в отношении сферы бытового обслуживания, прогнозирования и планирования развития в большинстве случаев стало носить декларативно - популистскую направленность, не способную серьезно повлиять на ситуацию в целом. Программы и концепции развития бытового обслуживания, принимаемые на региональном или даже муниципальном уровнях не имели индикаторов, способных оценить количественные, экономические, социальные и политические показатели на каждом из этапов реализации утвержденных документов. В них не был прописан механизм, действительно способный не только локализовать проблемные вопросы, но, в том числе, дать предпринимателям толчок к дальнейшему развитию, модернизации. Остаточный принцип, которым руководствовались чиновники при поддержке бизнеса бытовых услуг, не только затормозил, но ещё более усугубил ситуацию, На этом фоне всё отчетливее стали проявляться негативные тенденции «отпочкования» отдельных видов услуг из сферы бытового обслуживания и их самостоятельное развитие уже вне этой сферы. Одними из критериев такого «отпочкования» стали устойчивый стабильный спрос на услуги, как например, в случае с ритуальными услугами или услугами малоэтажного строительства и капитальным ремонтом, или же «внешняя подпитка» за счет средств мировых фирм-изготовителей, например, парикмахерские и косметологические услуги, а также ремонт и обслуживание автотранспорта. Согласно сведениям Росстата в настоящее время в сфере бытового обслуживания лидируют именно названные виды услуг. В тоже время такие высокотехнологичные, капитало и энергоемкие производства, как услуги химчисток и прачечных, ремонт радиоэлектронных и бытовых приборов занимают роль аутсайдеров. Безусловно, современный мир, в котором главенствующую роль играет идеология потребления, чаще всего безудержного и необоснованного, предъявляет к сфере бытового обслуживания свои жесткие правила. Услуги ремонта обуви, услуги бань, услуги индивидуального пошива в ближайшие годы претерпят кардинальные изменения. Уже сейчас спрос на услуги по ремонту часов настолько мизерный, что в дальнейшем развивать это направление бесперспективно. Однако, при этом всём надо заметить, что спрос рождает предложение и появляются новые виды услуг, такие как, например, монтаж натяжных потолков, изготовление и монтаж металлических дверей, монтаж пластиковых окон, услуги по обслуживанию бассейнов, по тонированию оконных стекол и др. Некоторые из них пока ещё не включены в перечень Общероссийского классификатора услуг населению. Одной из первых попыток оценить ситуацию в сфере бытового обслуживания, обобщить проблемные вопросы и выработать общие подходы по локализации негативных тенденций, задуматься об объединении и тем самым, затормозить процесс раздробленности, стал первый всероссийский конгресс предприятий бытового обслуживания, который состоялся в апреле 2011 года в Москве. Впервые за двадцать лет была предпринята осторожная попытка дать анализ ситуации, определить основные направления развития, выявить болевые точки и разработать программу мероприятий, направленную на стабилизацию ситуацию не только в интересах одной, отдельной взятой, услуги, но в целом в отрасли. Сейчас, по прошествию двух лет можно подвести некоторые промежуточные итоги. Негативную ситуацию в отрасли в целом удалось локализовать. В рамках Торгово-промышленной палаты, на базе Подкомитета «Бытовое обслуживание» начался процесс формирования некого подобия Центра, который готов взять на себя ответственность за анализ и обобщение информации, долгосрочное прогнозирование и разработку среднесрочного планирования основных направлений развития бытового обслуживания России. 13-14 мая 2013 года в городе Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Конгресс-центр, ул. Ильинка, дом 6) состоится второй Конгресс предприятий бытового обслуживания России: «Бытовое обслуживание – 2013. Время стратегических инициатив: Современный мегаполис и человек». Что необходимо бытовому обслуживанию в регионах сегодня? Форум проводится при содействии и поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Департамента торговли и услуг города Москвы, Департамента науки, промышленности и предпринимательства города Москвы, ряда региональных профильных Ассоциаций и Гильдий, Российского государственного университета туризма и сервиса, Учебно-методического объединения высших учебных заведений профессионального образования. В рамках пленарных заседаний участниками форума планируется рассмотреть следующие вопросы: 1.Стратегия восстановления и перспективы развития системы бытового обслуживания в Российской Федерации. О законопроекте "Об основах бытового обслуживания в Российской Федерации"; 2. Современный мегаполис и человек. Организационно-правовые вопросы государственной политики в рамках государственного регулирования рынка бытовых услуг. Разработка механизмов регионального и муниципального регулирования развития бытового обслуживания; 3.Социально значимые услуги и современные стандарты качества жизни. От мегаполиса до села. Бытовые услуги – взгляд потребителей. Система бытового обслуживания как инфраструктурный фактор развития въездного и внутреннего туризма в России. Проблемы в деятельности фабрик прачечных в Москве и пути их решения. 4.Предприниматели- инвалиды. Государственная преференция, как форма поддержки развития сферы социально-бытовых услуг предпринимателей-инвалидов 5.Региональные программы развития бытового обслуживания. Идеи, инновационные проекты и решения; 6. Саморегулируемые организаций сферы бытовых услуг. Перспективы создания и механизмы решения. 7. О формах и мерах стимулирования предпринимателей сферы бытового обслуживания в реализации Антикоррупционной хартии и противодействию коррупции. Юридическая защита индивидуальных предпринимателей. Безусловно, с первого взгляда Программа конгресса кажется весьма насыщенной и многогранной. Тем не менее, оргкомитет и участники уверены в том, что откладывать обсуждении таких значимых вопросов далее уже невозможно, это чревато необратимыми последствиями. Кроме того, в рамках форума, во второе день запланировано провести несколько тематических мероприятий в форме круглых столов. Оргкомитет предлагает следующий рабочий перечень тем: 1. Социально значимые бытовые услуги, как основа Концепции основных направлений развития бытового обслуживания в РФ. Социальная ответственность бизнеса. 2. Механизмы государственного регулирования рынка бытовых услуг через национальные стандарты. Проблемы внедрения стандартов в практику. Разработка национальной отраслевой рамки квалификаций. Сертификация квалификаций в сфере бытового обслуживания в рамках деятельности центров сертификации квалификаций и подготовки экспертов. Взаимодействие с объединениями потребителей в целях повышения качества и культуры обслуживания. 3. Социальная аккредитация бизнеса сферы бытовых услуг. Вопросы взаимодействия с органами исполнительной власти и муниципалитетами. Нужны ли региональные Реестры социально аккредитованных предприятий сферы бытового обслуживания?. 4. Социальные проекты адаптации людей старшего и пожилого возраста в сфере сервиса и услуг. Опыт, проблемы, решения. Региональные программы самозанятости населения. Актуальные вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы услуг. (На примере программы «Народный университет третьего возраста», «Программы «Пятьдесят +», «проекта «Школа потребителей «Бабушка и Я» и др.) 5. Инновационные идеи и проекты бизнеса сферы бытовых услуг. Перспективы развития сервисной инфраструктуры в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ «Доступная среда», «Социальное развитие села», « Развитие въездного и внутреннего туризма», «Образование». 6. Поддержка молодежного предпринимательства. 7. Предприниматели- инвалиды. Взаимодействие органов исполнительной власти, общественных организаций инвалидов и предприятий бытового обслуживания в рамках социальной адаптации лиц, имеющих ограничения физических возможностей. Обсуждение вопроса трудоустройства. 8. О проекте федерального закона «Об основах бытового обслуживания в Российской Федерации». Стратегическое прогнозирование и перспективное планирование. 9. Антикоррупционная хартия. Деятельность общественных организаций по противодействию коррупции. Стимулирование предпринимателей сферы бытового обслуживания в реализации хартии. 10. Вопрос взаимодействия предприятий сферы бытовых услуг с органами Роспотребнадзора и территориальными объединениями потребителей. Чего ожидают потребители от бытового обслуживания? Уточнить информацию по участию в форуме можно по контактам: (495) 998-14-71 (495) 713-89-91 906 716 56 28 Официальный сайт форума: www.kongress1.ucoz.ru Электронная почта: tpprf-byt@mail.ru multservis@mail.ru
| |
Просмотров: 3906 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |