Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Комитет по развитию потребительского рынка |
Подкомитет "Бытовое обслуживание населения" |
14:26 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ? | |
Газета "Коммерсантъ", №212 (4997), 09.11.2012
Нарисован эскиз социального государства
Минтруд представил законопроект о социальном сервисе для одной седьмой части населения
Минтруд представил новую версию законопроекта о социальном обслуживании населения. С 2015 года регионы должны будут оказывать социальную помощь 19 млн человек, которые оказались в трудной жизненной ситуации, по единым стандартам, а бизнес сможет участвовать в государственных конкурсах на предоставление социальных услуг. Программа предполагает быструю и полную трансформацию сектора, сейчас существующего в "серой" зоне и функционирующего в рамках законодательства середины 90-х,— несмотря на чрезвычайную масштабность задачи и негарантированность финансирования реформы, сомнений в ее исполнении Минтруда нет.
Министерство труда и социальной защиты (Минтруд) предприняло вторую попытку наконец-то согласовать в правительстве и с общественностью обсуждаемый с 2010 года законопроект "Об основах социального обслуживания населения в РФ" и обнародовало его новую версию. Ранее Минздравсоцразвития при Татьяне Голиковой уже представляло вариант этого закона. Более того, в министерстве надеялись, что уже в этом году Госдума рассмотрит документ. Однако смена правительства в мае поменяла планы — документ с подачи нового вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец был отправлен на доработку.
Сегодня регионы до сих пор предоставляют 19 млн нуждающихся в соцзащите помощь на основании законов 1995 года. Документы, как признавали чиновники, настолько устарели, что регионы работают "не совсем легитимно", то есть по своим собственным правилам, которые сами же себе и установили. При этом в России существует около 5 тыс. социальных учреждений, оказывающих социальную поддержку и помощь. Основные потребители социальных услуг — пожилые люди, инвалиды, семьи в кризисной ситуации.
Как пояснил вчера замглавы Минтруда Алексей Вовченко, в зону действия закона попадают люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: одиночество, инвалидность, психологическая ситуация, проблемы со здоровьем и т. д., а деятельность социальных служб направлена на то, чтобы вывести людей из нее. Представленная Минтрудом вчера новая версия законопроекта, более полная и подробная, содержит несколько новелл.
Вопросы регулирования соцпомощи по-прежнему остаются в ведении регионов, однако правительство сможет устанавливать на федеральном уровне стандарты ее оказания, включая требования к объему и качеству соцуслуг, срокам и условиям их предоставления.
Одно из ключевых нововведений, предусмотренных законопроектом, как объясняют в Минтруде,— это индивидуальный подход к оказанию социальных услуг, то есть с учетом состояния здоровья, семейного положения, психологического состояния человека.
Впервые для каждого нуждающегося будет разрабатываться индивидуальная программа предоставления соцуслуг. Гражданин, согласно законопроекту, сможет не только письменно обратиться в орган соцзащиты, но и подать электронное заявление. Другие новшества документа — понятие "обеспечение социального сопровождения": законопроект делает упор на профилактику трудных жизненных ситуаций. Как и в прошлой версии, законопроект сохраняет планы по созданию общественного контроля со стороны некоммерческих организаций и предусматривает независимую оценку качества и результативности деятельности в области соцобслуживания.
Одним из главных нареканий к прошлой версии законопроекта было отсутствие возможности у бизнеса полноценно участвовать в процессе предоставления соцуслуг населению. Документ расширяет круг тех, кто может оказывать соцуслуги через механизм госзаказа. Также законопроект в новой версии дает возможность регионам привлекать для финансирования оказания соцпомощи "иные источники", в том числе для реализации совместных проектов в рамках государственно-частного партнерства в области социального обслуживания. Программа реформ сектора социального обеспечения, предложенная Минтрудом, вызывает вопросы того же плана, что и "смежная" программа реформы здравоохранения 2010 года, реализуемая Минздравом.
В первую очередь реализация соцуслуг в соответствии с достаточно высокими и технологичными стандартами потребует роста расходов на этот сектор со стороны региональных бюджетов: дискуссия о том, сколько будет стоить подобная реформа и каковы могут быть источники для ее финансирования, пока толком даже не началась, тогда как стандарты вводятся на уровне принципа уже сейчас. Вторая проблема — введение стандартов потребует найма дополнительного и при этом традиционно низкооплачиваемого персонала: в ситуации с низкой безработицей это может с 2015 года быть проблематичным. Кроме этого, очевидна необходимость и системы контроля за расходованием средств в соцобеспечении, и инвестиций в инфраструктуру соцобеспечения — как это предполагает медицинская реформа. Да и в целом разворачивание в довольно короткие сроки новой системы соцобеспечения на новых принципах с реальной клиентурой в 13% населения РФ представляет собой задачу, ранее в масштабах страны так быстро не решавшуюся. Минтруд надеется, что доработанный с помощью общественности документ будет внесен в Госдуму в первом квартале 2013 года и заработает с 2015 года.
Дарья Николаева, Дмитрий Бутрин
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2062921 | |
|
Всего комментариев: 0 | |